Вечером 13 марта 2016 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил вечерню с чином прощения в Благовещенском соборе Казанского кремля. После отпуста владыка Феофан обратился к верующим со словом наставления.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Господь сподобил сегодня нас собраться в этом древнем, святом, величественном храме, где молились великие святители Церкви Христовой, дабы совершить чин прощения. Под сводами храмов духовенство и благочестивые миряне, помолившись, испрашивают друг у друга прощения. Мир, далекий от Бога, не всегда понимает суть этого явления, ибо мыслит категориями человеческими: «Как? Просить прощение, унижаться? А где же достоинство человека, где гордость?» Но по-иному смотрят на это Господь и Его Святая Церковь.
Читая молитву Господню, мы обращаемся к Богу словами: «Оставь нам, Господи, грехи наши, так как и мы прощаем согрешивших против нас». Значит, это первое и главное условие, о котором мы должны знать. И в Евангелии, которое читалось сегодня, именно об этом говорится. Если вы не прощаете грехов ближним вашим, то не ждите и прощения от Господа. Петр, первоверховный апостол, обращаясь ко Христу, спрашивает: «Господи, сколько раз надо прощать? Семи раз достаточно?». И Господь ему отвечает: «Не семь, но до седмижды семидесяти раз», — то есть бесконечно (Мф. 18:21-22).
Первого мученика христианского архидиакона Стефана побивали камнями, а он на коленях молился: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Среди этих творивших по неведению был Савл, будущий апостол Павел. Кто знает тайны Божии? Не эта ли молитва праведника подействовала на душу Савла, который из гонителя стал великим апостолом, проповедующим и исповедавшим Христа?
Преподобный Кирилл Белозерский еще при жизни пользовался великим уважением и любовью за свою святость. Но был некий брат по имени Феодот, не любивший преподобного настоятеля и постоянно его осуждавший, в том числе, перед братией. Смута душевная довела его до крайности, так что он решил покинуть монастырь. Но как имеющий христианское начало, напоследок монах зашел к настоятелю. Исповедуясь преподобному Кириллу, с упреком он объясняет, почему покидает обитель. Внимательно выслушал праведник, упал на колени и попросил прощения: «Феодот, как же я тебе благодарен! Ты единственный, кто открыл мне мои грехи. Я действительно такой, как ты говоришь, а все ошибаются». Инок был поражен смирением своего игумена. С плачем он попросил прощения и остался в обители, неся послушания.
У французского писателя Виктора Гюго в романе «Отверженные» нечестивый бродяга, разбойник, вор по имени Жан Вальжан многие годы просидел в тюрьме. Когда же его выпустили из тюрьмы, оказалось, что ему некуда идти, нет дома. Но Жан слышал, что рядом живет милосердный епископ. Дело было к вечеру и он постучался к нему в дом. Епископ принял его с любовью и распорядился, чтобы гостя покормили и оставили ночевать. Среди ночи Жан проснулся, увидел серебряную посуду, дорогие вещи. Собрал он это и потихоньку покинул гостеприимный дом. Но вскоре его поймали. Жандармы привели вора к епископу, выложили украденное. Очень спокойно епископ обратился к Жану и сказал: «Слушай, брат, я же тебе подарил не только это серебро столовое, а еще и подсвечник серебряный. Где мой подарок?» Жандармы были в удивлении, но еще больше удивлен был вороватый Жан. И после того как его отпустили, он глубоко раскаялся в воровстве и стал жить благочестиво. Прощение перевернуло всю его жизнь.
Сегодня мы собрались, чтобы подумать и попросить прощения. Как часто в нашем существе, в сердце, в душе, если мы имеем на кого-то злобу, невольно затягиваются узелки, которые стягивают весь наш организм. И чем больше обид, которые мы не простили, тем тяжелее дышать. Но если простишь, рвутся эти узлы, ибо прощение идет параллельно со смирением. Через прощение человек осознает свою греховность.
Вы помните евангельскую притчу о господине, простившем должнику огромный долг, а затем наказавшем его за жестокосердие (Мф. 18:23-35). Просить прощения надо не только у тех, кого мы обидели, но и у тех, кто обидел нас. Поверьте, через это Господь пошлет и силы духовные, и благодатную помощь во время Великого поста.
Преподобного Пимена однажды спросили: «Как спасаться во время бури?» «А что делают хорошие мореходы, если видимость плохая?» «Причаливают. А дабы их челнок не унесло — привязывают лодку к крепкому колу». Буря — это смута в сердце человеке, когда душа скорбит от неотомщенных обид. А кол — это прощение и смирение. И Господь дает силы, чтобы не разбило волнующееся море утлый челн о скалы.
Как архипастырь в первую очередь обращаюсь к вам, дорогие отцы. Это не формальные слова. Я обращаюсь к вам и говорю: простите меня за всё! Возможно, я был непомерно строг к вам и снисходителен к себе. Возможно, как начальствующий своим словом или поведением оскорбил вас. Возможно, неким неосторожным деянием ввёл вас в смущение. Поэтому преклоняю колена и говорю вам: простите меня, Христа ради, за всё, в чём мог нанести вам обиды и смущение.
Я обращаюсь и к вам, моя возлюбленная паства! Я понимаю ту ответственность, которая лежит на мне, особенно же в дни нынешние. Прошу вас, простите меня. Простите и помолитесь, если я как человек согрешил чем-то перед вами, словом или делом, неосторожным высказыванием или пренебрежительным поведением. А наипаче же тем, что очевидно не всегда твердо исполняю то, что обязан исполнять — молиться и поститься тогда, когда вам тяжело. Моя обязанность — нести крест вместе с вами. Прошу вас, моя дорогая паства, простите меня, Христа ради, и помолитесь перед началом и во время Великого поста, дабы Господь укрепил мои немощные силы.