Вечером 14 марта 2016 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил повечерие с пением Великого канона преподобного Андрея Критского в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого монастыря в столице Татарстана. По окончании чтения первой части Великого канона митрополит Феофан обратился к верующим со словом проповеди.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
О чем следует говорить в дни святого Великого поста? О покаянии. Внимательно вслушиваясь в тексты, которые читаются, поются в великопостные дни, понимаем, что они направлены на то, чтобы привести человека в покаянное настроение. Здесь примеры добрых дел, примеры из Священного Писания, когда показаны и глубина падения, и величие покаяния, как это было с пророком Давидом.
В течение поста мы будем часто слышать о ниневитянах, на которых прогневался Господь за их беззаконие и устами пророка предвозвестил им общую гибель (Ион. 3-4). Пример ниневитян является для поколений и до пришествия Христа, и после образцом, как Бог может гнев переменить на милость.
Услышав о том, что за грехи они будут наказаны, вожди ниневийские обратились к народу с призывом к покаянию. Но так как каяться нужно было видимым образом, они возложили пост на всех, даже на домашних животных, которых не водили на водопой и на пастбища. Сами же ниневитяне посыпали пеплом голову и плакали. Как повествует Священное Писание, Господь услышал вопль ниневитян и помиловал их. Иона, обращаясь к Богу, говорил: «Господи, неужели я оказался лжепророком? Но Ты же Сам послал меня объявить, что они будут погублены за свое беззаконие». На что Господь ответил: «Ты думаешь, ради торжества твоей правды Я должен погубить народ, который покаялся?»
Как говорит один из святых отцов, Господь всесилен, всемогущ, всезнающ, но у человека есть сила и возможность, которую Сам Бог дал человеку — свобода. И этой свободой человек может воспользоваться для покаяния и отменить решение Божие. Удивительно! Бог за грехи наказывает, уже секира вознесена, чтобы срубить сухое дерево (см. Мф. 3:10). И вдруг человек начинает каяться, осознав свой грех. И его покаяние столь сильно, что независимо от того, умрет он или останется живым, он не изменит своего пути к правде Божией. И Господь меняет гнев на милость. Такова сила покаяния.
Вспомним благоразумного разбойника. Не без попущения Божия он был приговорен к смертной казни и должен был умереть. Но на кресте уже он успел сказать: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42), — и это исповедание его первого впустило в рай.
Очень важно, чтобы мы не откладывали покаяние на будущее. Мы живем, как будто пишем черновик, надеясь начисто переписать книгу жизни перед концом. Мы допускаем кляксы и корявое письмо: «Я успею, заболев и увидев близкий конец, покаяться и всё исправить». Но с таким лукавым подходом сколько людей умирало внезапно.
Бог сказал, что в чем застанет, в том и будет судить (см. Мф. 24) — то есть, в расположении сердца, движении души. Святые отцы считают, что если даже человек не успел делами, постом, молитвой загладить грехи, но перед смертью покаялся и стал на путь исправления, то Господь судит его по доброму намерению, ибо если бы он остался жить, то начал исправляться.
Часто мы спрашиваем себя: как каяться, что делать? Сразу всё отряхнуть и оставить? Бывает такое желание. Но проходит какой-то период и все возвращается на круги своя, греховные. Святые отцы учат: делай небольшие шаги, исполняя заповеди, но эти шаги должны быть непрерывными. И постепенно ты сможешь восходить от силы к силе, на гору благочестия. Если же нет постоянства в христианской жизни, то стоит прикоснуться соблазну греховному, как исчезнет благочестивое рвение и начнешь грешить.
Поэтому с первого дня Великого поста давайте положим, Богу содействующу, по молитвам Царицы Небесной, малыми, но постоянными шагами идти к исполнению заповедей Христовых. Аминь.