Публикации

Проповедь митрополита Феофана в четверг первой седмицы Великого поста в Кизическом монастыре Казани

  Количество просмотров

17 марта 2016 года, в четверг первой седмицы Великого поста, в Свято-Введенском Кизическом мужском монастыре столицы Татарстана митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Великое повечерие с чтением четвертой, заключительной части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. По завершении повечерия глава Татарстанской митрополии обратился к верующим со словом проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В течение Великого поста мы часто читаем молитву Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему».

Дух целомудрия. Очень часто мы сводим понимание целомудрия к неким чувственным осязаниям — целомудренная девушка, целомудренный молодой человек — на этом всё замыкается. Но бывает физическое целомудрие при растленной душе. Человек внешне целомудрен, но если заглянуть в его душу, то увидишь, как далек он от этого состояния. Какие только согрешения человек не совершает в своей душе! И нередко это внутреннее растление настолько сильно, что человек негодный становится, душа его готова на любой грех, только лишь появится внешнее условие.

Мы почему-то думаем, что это относится только к молодым, а когда страсти перегорели, физически человек ослаб, он уже целомудрен. Неправда — страсти человека грызут до самого смертного часа. Целомудрие — это целостность человеческой духовной натуры. Целомудрие может быть в мыслях, в словах, в общении, в делах, в семье, в обществе…

Сейчас же вместо целомудрия проповедуется некая «свобода», которую правильнее назвать произволом, ведущим к вседозволенности. Если же попирается Божий закон — законы человеческие не могут быть основанием грех называть добром. Это очень важно.

Дальше святой просит о смиренномудрии. У нас иногда за смирение принимают ханжество. В храм мы идем «смиренные», но вдруг заходит впервые в церковь человек, который не знает, как повести себя. И тут наше «смирение» проявляется — и шикнем на него, а то и в бок толкнем. Смирение, не растворенное любовью, — ложное. Суть смирения — в осознании своего недостоинства, своих грехов. Может быть внешняя маска смиренного, а сущность полна гордыни. Об этом и напоминает нам многократно за богослужением Святая Церковь молитвой святого Ефрема Сирина.

И о терпении говорит святой Ефрем. Нам его так не хватает — терпения вкупе с постоянством в христианской жизни. Часто мы бываем не просто нетерпеливы, а агрессивно нетерпеливы. Но терпение не является унижением, это христианская сущность. Терпение должно быть и в храме, и на улице. Надо вести себя так, чтобы люди, далекие от Православия, или люди иной веры через общение с нами, называющими себя православными, видели образец жизни в добре, в терпении, в любви, в смирении.

Пусть это краткое напоминание в молитве святого Ефрема будет не только для ушей наших, но путеводной звездой, дабы мы приблизились к Пасхе Христовой со смиренным и радостным сердцем. Аминь.

Вернуться к списку