20 марта 2016 года, в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Казанского кремля. После чтения Евангелия митрополит Феофан обратился к молящимся с архипастырским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В первое воскресенье Великого поста по уставу Святая Церковь празднует Торжество Православия. Исторические корни этого праздника — в первых веках христианства, периоде борьбы с ересью, оттачивания догматического учения Церкви. Тогда велись бесконечные споры об Иисусе Христе — Бог ли Он или человек, два у Него естества (Божественное и человеческое) или только одно, какова сущность Святой Троицы... По милости Божией, ереси были преодолены. И когда, кажется, должны были наступить мирные времена, вспыхнула новая ересь — иконоборческая. Уже после того как император Константин объявил христианство государственной религией, дьявол внушает людям ложную идею о не-почитании святых икон. Почти век продлилось новое гонение на христиан, но уже не со стороны язычников, а других христиан, ложно понимавших Православие.
В 787 году VII Вселенский Собор утвердил правильность почитания святых икон, но только в 843 году при императрице Феодоре этот вопрос был решен окончательно. Иконоборцам был поставлен ультиматум: или они принимают истинную веру и поклоняются святым иконам, или оказываются вне закона. Такова краткая историческая основа сегодняшнего праздника.
Прошли века, тысячелетия, мы празднуем Торжество Православия. А где мы? Я смотрю сейчас на вас, здесь стоящих, и скорбит мое сердце. Как же так? Главный собор нашего края, земли Татарстанской, собор, освещенный молитвами великих святителей. Сюда ходил Гермоген, будущий Патриарх, здесь подвизались Гурий, Герман, Варсонофий, другие святители. А где мы? Мы что, потеряли веру? Я хотел бы, что этот собор стал для нас сердцем, центром нашей духовной жизни, ибо он имеет особую историю. Настанет то время, когда мы перенесем сюда святые мощи великого святителя Казанского.
Торжество Православия — в чем заключается это торжество? То была историческая победа, торжество православных в борьбе за право почитать святые иконы. Мы слышали сегодня из чтения апостольского (Евр. 11:24-26, 32-12:2) о людях, на которых зиждется это торжество — о пророках, апостолах, мучениках, преподобных. Как говорит апостол, их святость достигнута великими подвигами. Одни скрывались в пустыне в молитвах и посте как Иоанн Креститель и иные подвижники; другие были перепилены, как ветхозаветные пророки, умерщвлены мечом, брошены зверям на съедение. Но все они стояли за веру, как десятки тысяч новомучеников Российских, среди которых Царственные страстотерпцы — царь Николай, царица Александра с их благочестивыми чадами. Они страдали за Христа, за торжество Православия…
Торжество Православия там, где есть преданность Христу не одним умом, но жизнью, где исполнение Его заповедей. Мало рационального знания о Боге, ведь и бесы веруют и трепещут (Иак. 2:19). Один профессор в духовной школе общается с семинаристам, спрашивает, те бойко отвечают. А потом он говорит: «Как вы думаете, если беса позвать сюда, он будет отвечать или нет?» Бес является, профессор начинает его испытывать на знание канонов. Все каноны знает точно, святоотеческую литературу — досконально, Священное Писание — безупречно. И тогда профессор спрашивает его: «Ты веруешь в Бога?» Бес с усмешкой говорит: «Это вы веруете, а я знаю, что Бог есть». И тогда профессор говорит: «Раз ты веруешь, тогда давай помолимся». И бесенка как ветром сдуло. Он знал Священное Писание, учение святых отцов, каноны, но не принимал поклонения Богу. Это то, о чем говорит апостол: и бесы веруют и трепещут, но поклониться Богу не хотят.
Особенно в день Торжества Православия мы крепко должны задуматься над тем, какова наша вера. Мы знаем некие истины, как перекреститься, какому святому свечку поставить, а по вере не живем. Наше знание заповедей, к сожалению, не сочетается с нашей жизнью. Об этом мы все должны помнить — и епископы, и священники: или не учи совсем, или живи согласно тому, чему ты учишь. В первую очередь надо с этого начинать, с себя.
Мы с вами еще и еще раз должны пересмотреть свою жизнь, свои взаимоотношения с Богом, между нами и ближними нашими. Чтобы не получилось, как у этих существ, которые веруют и трепещут, но живут по-своему. Спасительна та вера, которая, по слову апостола Иакова, сочетается с делами (см. Иак. 2:20), соответствует заповедям, которые оставил нам Господь. Если такое отношение к вере в жизни будет в нашем сердце, тогда через нас будет торжествовать Православие. Мы же будем светильником, на который обратят внимание и будут говорить, как первым христианам: «смотрите, как они любят друг друга, как их вера преобразует и их лично, и мир вокруг».
В этот святой день, когда мы говорим о Торжестве Православия, каждый из нас должен подумать, что мы делаем, чтобы наша вера была ярким свидетельством для тех, кто далек от Церкви, была торжеством, преображающим нашу душу и ведущим к святости. Аминь.