Разговор после великопостной службы зашёл о Литургии Преждеосвященных Даров. Особый чин на Западе, как известно, издал и ввёл в употребление святитель Григорий Двоеслов. «Знаешь, почему его назвали Двоесловом?», — грозно спросил меня батюшка. «Нет, забыл, — ответил я, оправдываясь. — Помню, что он был Папой Римским». «Что он был Папой Римским, я и сам помню, — сказал неожиданно смягчившимся тоном священник. — А вот насчёт Двоеслова тоже запамятовал».
Чуть позже себе и вам я расскажу о происхождении загадочного титула, но сначала попробуем кратко обрисовать образ великого мужа Православной Церкви.
Святитель Григорий был одним из одарённейших людей своего времени. Блестяще образованный, будущий римский предстоятель одно время даже работал главой городской администрации «вечного города». Впрочем, время тогда было особое. Средневековое.
Вот что писал сам святитель: «Города опустошены, крепости разрушены, церкви пожжены, монастыри мужские и женские разорены, селения покинуты народом, поля остались невозделанными, земля превратилась в пустыню, не осталось на ней ни одного жителя, дикие звери стали обитать там, где прежде жило множество народа. Не знаю, что делается в других частях света, но на сей земле, где мы живем, кончина мира не только близка, но уже и наступила».
Вот так. Но Григорий, даже протестантами почитаемый как «последний хороший Папа», засучив рукава, с помощью Божией усиленно трудится на благо Церкви, государства и народа. Он не только аскет, не только писатель, не только церковный устроитель, но и политик, оказавший большое влияние на Римскую империю и её дела в мире.
Что касается писательства, то перу Григория Великого (именно так называют его католики) принадлежит множество сочинений, которые до сих пор читать и полезно, и интересно. Он автор ещё одного средневекового христианского бестеллера — книга, полная чудесных историй и нравоучительных случаев, называется «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». А коротко — «Диалоги». «Dialogus» на латинском, в дословном русском переводе — «Двоеслов». Вот нам и разгадка странного имени.
Кстати, в «Лимонаре», который мы читали вчера, Григорий Великий тоже упоминается. Здесь нет места приводить эту историю, поищите её сами — если не в длинном «Лимонаре», то в коротком житии святителя Григория Двоеслова, написанном святителем Димитрием Ростовским (там она приводится).
А мы завершим рассказ о святом описанием чуда, сотворённого им на Литургии. Рассказ не требует комментариев. Единственное, что хочется пожелать — вспомнить о нём в выходные, когда со скрещёными на груди руками мы, милостью Божией, будем подходить к Чаше Христовой. Итак, слушаем.
«Некая женщина, очень известная в Риме, принесла просфоры к Божественному алтарю; в это время Божественную литургию совершал сам святейший папа Григорий. И вот, когда он преподавал людям Божественное причастие, приступила и женщина та причаститься Святых Тайн. Но когда она услышала слова Григория: «преподается животворящее тело Господа нашего Иисуса Христа», то засмеялась. Тогда папа Григорий, задержав свою руку, спросил ее:
— Чему же ты смеешься?
— Мне странно, владыка, — ответила она на это, — что хлеб, который я испекла из муки своими руками, ты называешь Телом Христовым.
Святой, видя ее неверие, помолился Богу, и тотчас же хлеб, по виду своему, преложился в действительное человеческое тело. И это окровавленное человеческое мясо видели не только женщина та, но и присутствовавшие в церкви люди; все, видевшие это чудо, прославляли Христа Бога и еще более утверждались в вере, нисколько не сомневаясь, что в Пречистых Тайнах под видом хлеба преподается истинное Тело Христа, а под видом вина — истинная Кровь Его.
После того святой папа снова помолился, и вид тела человеческого претворился опять в хлеб. Тогда женщина та причастилась с великим страхом и твердою верою, приняв хлеб, как Тело Христово, а вино — как Кровь Христову».