Суббота 6-й седмицы Великого поста именуется Лазаревой, так как Церковь в этот день отмечает память о величайшем из чудес Иисуса Христа, совершенном Им незадолго до Своей крестной смерти и Воскресения, — воскрешения праведного Лазаря.
Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил вместе с сестрами в селении Вифания недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом (Ин. 11:3, 11), а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых.
Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь (Ин. 12: 1 - 2, 9 - 11). После воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил.
В этот день Церковь Христова торжественно прославляет это Божие чудо, благодаря Господа за его великую и бесконечную милость к роду человеческому. Воскресение четверодневного Лазаря свидетельствует верующим о непостижимой Божественной силе Иисуса Христа и предвещает всем нам о всеобщем воскресении мертвых.
Смысловой и композиционный центр иконы — фигура Иисуса Христа, жестом указывающего на гробницу Лазаря, повелевая: «Лазарь выйди вон!» Даже когда Христос изображен не строго по центру, Его фигура зрительно выделяется среди других. У ног Спасителя изображают коленопреклоненными сестер Лазаря — Марфу и Марию.
В греческих и древнерусских иконах Лазарь чаще всего изображается стоящим на фоне проема гробницы: белые пелены на черном фоне символизируют победу жизни над смертью. Нередко показано, как кто-то уже начинает разворачивать пелены, освобождая Лазаря от пут смерти. Несколько человек по повелению Спасителя отваливают плиту от гробницы. Стоящие рядом прикрывают нос платком, ибо тело «четверодневного» Лазаря «уже смердит».
Как правило, на иконах четко обозначены две группы — ученики, сопровождающие Христа, и иудеи, пришедшие посмотреть, как Иисус совершает чудо. Этим подчеркивается, что чудо воскрешения Лазаря разделяет народ на тех, кто принимает Христа, и тех, кто Его отвергает, ибо, как мы знаем из Евангелия, именно после этого чуда фарисеи сговорились убить Иисуса.
Наиболее распространены два варианта. На первом ученики изображаются за спиной Христа, а иудеи — пред Ним. Жест Спасителя, указывающий на гробницу Лазаря, прочитывается как диалог с фарисеями, требовавшими доказательств от Иисуса. Но и это чудо не убедило их. На втором — группы меняются местами: фарисеи изображаются позади Христа, ученики — перед Ним. И тогда чудо воскрешения предназначается прежде всего для них: им, будущим апостолам, Господь открывает Свою силу, дабы укрепить в предстоящих испытаниях.
В некоторых иконах Лазарь предстает не на черном, а на белом фоне пещеры. Тут акцент делается на животворящее действие Божественного Света, который заново созидает человека из тлена.
Как и в песнопениях Лазаревой субботы уже слышится предчувствие Пасхи, так и в иконографии этого праздника мы видим явление силы Божией, побеждающей смерть.