24 апреля 2016 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. После чтения Евангелия митрополит Феофан обратился к верующим со словом проповеди.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Господь сподобил нас с вами дожить до дня, когда Он вошел в Иерусалим. Вспомним, какое песнопение исполняется: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воскресил еси Лазаря Христе Боже (тропарь праздника). Праздник входа Господня в Иерусалим тесно связан с событием, которое было накануне — воскрешением Лазаря. Почему именно перед Своей смертью, перед Своими страданиями, перед распятием Господь воскрешает Лазаря? Для того, чтобы, видя поруганного Христа, биенного и распятого грубыми воинами, преданного народом, иудейскими вождями, ученики не отступили и не разуверились, что Он истинный Бог.
Вспомним о воскрешении Лазаря (см. Ин. 11). Спаситель путешествовал по Палестине. У Него были близкие люди: сестры Марфа и Мария и их брат Лазарь. Жили они недалеко от Иерусалима на пути в Галилею, и Господь у них останавливался. Но пришло известие, что умер Лазарь, что в отчаянии его сестры. На четвертый день после смерти Лазаря Спаситель пришел к их дому. Марфа обращается ко Христу: «Если бы Ты, Господи, был рядом, брат мой не умер бы». И Христос попросил показать, где похоронили Лазаря. За Ним всегда шла толпа: и ученики, и просто любопытствующие, которые тоже пошли к пещере, где погребли Лазаря… Здесь Христос говорит: «Лазарь! Выйди вон», — и происходит чудо. Народ ликует, говорит, прославляя Христа: «Вот Он, Мессия, Которого мы так долго ждали»…
После Спаситель в последний раз отправляется в Иерусалим, воссев на молодого осла. Ликует народ, под ноги осла стелятся одежды, в руках у людей пальмовые листья, цветы. Встречают Его так, как встречали царей и триумфаторов, восклицая: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:13). По Преданию, Спаситель вошел в так называемые Золотые врата в Иерусалиме, ныне замурованные. Народ радуется, встречая Христа. Но пройдет всего несколько дней и этот же народ будет вопить: «Распни!» Такова изменчивость человеческой природы, такова непостоянная наша суть.
Прошло 2000 лет. Вспоминая эти события, мы возмущаемся поведением народа того: «Как они могли?!». Но обратимся честно, братья и сестра, к нашей истории. На Руси Святой мы рушили храмы, монастыри, отправляли на смерть тысячи верных Христу. Кто это делал? Инопланетяне? Нет. Наш народ.
Своей непотребной жизнью мы распинаем Христа. Вновь Его имя хулится нашими делами, когда разврат стараются ввести в рамки закона, узаконить беззаконие. Мы часто говорим о терроризме, который захлестнул мир, но разве не террор — убивать детей в утробах, более миллиона жизней в год? И кто это делает? Матери и отцы. Об этом мы должны всегда помнить и просить у Бога прощения.
Сегодня мы вошли вместе со Спасителем торжественно в град Иерусалим. Завтра же мы должны пойти с Ним в Гефсиманский сад, где Он будет молиться до кровавого пота. Мы должны скорбеть и тогда, когда Иуда предаст Христа. С Ним мы войдем в Сионскую горницу, пойдем на судилище к Пилату. И на Голгофе будем плакать, видя страдания безвинного. Со всей землей мы содрогнемся, когда Господь скажет: «Свершилось», — и умрет на кресте. Вместе с женами-мироносицами мы пойдем ко гробу и там не найдем Христа.
Не бывает воскресения без Голгофы. И каждый из нас должен пройти с верой и смирением свой жизненный путь, дабы познать, что ради нас Христос страдал. И тогда с радостным сердцем встретим светлое Христово Воскресение. Аминь.