Сегодня Великий Четверг. В этот день на тридцать третьем году Своей земной жизни, накануне Крестных Страданий, Иисус Христос собрал учеников за Тайной Вечерей и, согласно Евангелию, «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.16, 26-27).
Так у Церкви появилось Таинство Евхаристии — реальная, ещё прижизненная возможность каждого человека соединиться с Богом и вечной блаженной жизнью, испив из той самой неисчерпаемой Чаши, которую когда-то подал Господь через своих учеников всему человечеству. Ведь меняются времена, меняются люди, меняются идеалы, но Бог остаётся неизменным, а значит и Таинство Причащения не меняется — сила его всегда с нами и для нас.
Однако, где же те многочисленные благодарные люди, желающие встречи с Богом? Где длинные очереди к спасительному Причастию, которое совершенно бесплатно (что само по себе удивительно в нашем-то мире!) преподаётся в храмах каждому христианину?
В моём городе более полумиллиона жителей, и, наверное, минимум 100 тысяч из них называют себя православными христианами. Так почему же мы радуемся, когда за Пасхальной службой в соборе причащается в лучшем случае «целых» 500 человек? Где остальные? Кому-то некогда, кому-то не очень-то в это всё верится (хотя и есть «Бог в душе»), кому-то тяжеловато стоять на службе, кому-то просто не нужна вся эта «вечная жизнь».
Почему так происходит? А вот прислушаешься к течению жизни, и понимаешь, что буквально всё вокруг воспитывает в нас только недоверие к Богу, недооценивание Бога, какую-то странную, безумную хитрость по отношению к Богу (наподобие того, как Каин после убийства Авеля врал Богу о том, что не знает ничего о судьбе брата) и ещё — ненасытное желание спокойно наслаждаться оставшимися днями своего существования на земле.
Вместо молитвы мы погружены в размышления о житейских проблемах — насущных и перспективных; вместо имени Спасителя в мыслях проносятся фразы из песен, книг, фильмов, разговоров — иногда пошлых, иногда очень хороших, иногда высокоинтеллектуальных и «вечных», но всегда удивительным образом исключающих Христа из сознания. До Причастия ли вообще, когда невозможно потратить драгоценное время на чтение канонов! А ещё ведь вокруг православного христианина столько вранья различных сектантов и «научных» доказательств известных атеистов о том, что Причащение — это просто обряд, без которого в принципе можно обойтись. И вранья этого так много, что оно порой кажется правдой…
Наверное, в момент Тайной Вечери, когда люди впервые причастились Тела и Крови Христовых, князь мира сего содрогнулся от ужаса, и, конечно, сразу же начал искать возможность отвести, как можно большее число людей от этого Таинства. И многие поддались его влиянию. Вот и евангелист Иоанн ясно говорит, что вскоре после слов Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 54, 66).
Но история Церкви хранит память и знание о том, что такое на самом деле Причащение. Об этом же может рассказать и любой православный христианин, регулярно приступающий ко Причастию — ощутить, познать это может каждый.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет о Причащении так: «О, какое это великое счастье! Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и делается душа человека домом Божиим. Итак, оставил нам Спаситель как бы завещание совершать Литургию и вкушать Его животворящие Тело и Кровь. Литургия — это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия — это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную. Помните: это завещание Иисуса Христа! Идите этим золотым мостом, который спасет от пропасти ада. Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от Чаши Спасителя».