Как православная церковь отмечает «праздников праздник и торжество торжеств»? Почему именно накануне Пасхи происходит схождение Благодатного огня и где в России находится точная копия иерусалимского Храма Гроба Господня?
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное Благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
И от полноты Его все мы приняли и Благодать на Благодать,
ибо закон дан через Моисея; Благодать же и истина произошли через Иисуса Христа.
Евангелие от Иоанна
Митрополит Иларион (Алфеев): Пасха — это праздников праздник и торжество из торжеств, главный праздник всего церковного года. Слово «Пасха» происходит от еврейского «Pesah», указывающего на праздник, о котором мы узнаем из Ветхого Завета. Но если для иудеев Пасха была и остается воспоминанием об исходе народа Израильского из Египта, то для христиан Пасха — это празднование Воскресения Христова, события, которое повернуло весь ход человеческой истории.
Гроб Господень — то самое место, где Иисус Христос был погребен после распятия и на третий день воскрес. Сегодня Гроб Господень является главным алтарем храма Воскресения Христа в Иерусалиме. Сам храм представляет собой огромный архитектурный комплекс. Он включает в себя Голгофу с местом Распятия, пещеру у Гроба, Камень Помазания, подземный храм Обретения Животворящего Креста. Здесь перед духовным взором каждого христианина снова и снова разворачиваются страшные события последних дней Страстной седмицы и происходит Великое чудо Воскресения Спасителя.
Гробница, в которой был погребен Иисус Христос, в Новозаветные времена находилась за городскими стенами, на северо-западе Иерусалима, недалеко от Голгофы. В начале IV века по указанию императора Константина начались поиски христианских святынь. Тогда и был обретен Гроб Господень. Это типичная для иудеев высеченная в природной скале гробница. Над святыней сначала была построена Кувуклия, а затем возведен храм.
Накануне Пасхи в храме Гроба Господня как никогда много верующих. Сюда приезжают христиане из разных стран, прихожане Иерусалимской и Русской Церквей, а также армяне, копты, сирийцы. Верующие своими глазами хотят увидеть чудо схождения Благодатного огня. Это событие повторяется из года в год накануне православной Пасхи. Древнейшее письменное упоминание о схождении Благодатного огня относится к IX веку, а на русском языке об этом первым написал игумен Даниил, паломник, побывавший на Святой земле в XII веке:
И когда минул девятый час и запели «Поим, Господи», тогда вдруг пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Святом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого.
Сегодня церемония, во время которой происходит схождение Благодатного огня, строго регламентирована. Сначала пройдя через храм Святого апостола Иакова в алтарь храма Воскресения заходит Греческий Иерусалимский Патриарх. За ним следует армянское, коптское и сирийское духовенство. Начинается крестный ход. После этого Патриарх в сопровождении Армянского архимандрита заходит в Кувуклию. Пока Патриарх молится у Гроба Господня, все собравшиеся в храме благоговейно ожидают сошествия Святого огня. Наконец, внутри Кувуклии появляется свет. Раздается торжественный колокольный звон. Из окошек Кувуклии Греческий Патриарх и Армянский архимандрит раздают Благодатный огонь скороходам, и огонь быстро распространяется по храмам, а затем и по всему миру. Для миллионов верующих это чудо становится символом выхода из Гроба Света Истины, символом Воскресения Иисуса Христа.
Пасхе предшествует Великая суббота. Богослужение этого дня посвящено прославлению умершего на кресте и погребенного Спасителя мира. Особенностью этой службы является то, что верующие еще стоят перед Гробом Господним, но уже начинают праздновать Воскресение Господне.
На утрене Великой субботы исполняется 118 псалом, который из глубокой древности звучит при погребении. К каждому стиху псалма добавляются краткие похвалы. В них говорится о том, что Сын Божий пострадал и умер, исполняя Волю Отца, пославшего Его для спасения мира. В тоже время Его смерть неоднократно называется добровольной. Особо говорится о Божией Матери, стоявшей у креста и оплакивавшей Своего Сына.
Центральной темой богослужебных текстов Великой субботы является сошествие Христа во ад. Выйдя на поиски падшего Адама, но не найдя его на земле, воплотившийся Бог сошел в бездны ада для того, чтобы искупить его грехи. Христос сошел во ад не для спасения какой-либо определенной категории людей, но для всего человечества и каждого человека.
Митрополит Иларион (Алфеев): Власти ада над родом человеческим положен конец смертью и Воскресением Спасителя. Если мучения ада являются вечными, то потому, что есть люди, которые вечно противятся Воле Божией о спасении всего рода человеческого. Но попытка ада отвоевать себе у Бога некое свое автономное царство, навесить на него замки и засовы, и затворить в нём людей в качестве пленников, эта попытка потерпела неудачу. До тех пор, пока остается хотя бы один человек, который отвечает Богу «нет», ад продолжает царствовать над родом человеческим. Царствовать, но не вечновать, потому что власть его навсегда поколеблена сошедшим во ад Христом.
Постепенный переход от погребального настроения к пасхальному завершается на литургии Великой субботы, которая начинается с вечерни. В древности она совершалась в субботу вечером, но в современной практике перенесена на утро субботы. Особенностью этой вечерни является чтение на ней 15 паремий Ветхозаветных текстов, которые в ранней Церкви воспринимались как прообразы смерти и Воскресении Христа. Звучит Библейский рассказ о сотворении мира, пророчество Софонии о призвании язычников в Церковь, пророчество о Новом Завете. Верующие вспоминают наиболее значимые события дохристианской священной истории.
После чтения апостола во время чтения стихов из 81 псалма «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуешь и во веки», священнослужители переоблачаются из темных одежд в светлые.
Митрополит Иларион (Алфеев): В современном богослужебном обиходе Православной Церкви переоблачение в белые одежды воспринимается как переход от Страстной седмицы к празднованию Воскресения Христова. Тем более, что сразу за этим переоблачением следует Евангельское чтение о Воскресении Спасителя. Исторически однако, белые одежды связаны с тем, что в Великую субботу происходило Крещение оглашенных. Пока священнослужители были заняты совершением Таинства Крещения, прихожане, собравшиеся в храме, слушали Ветхозаветные чтения. Затем новокрещенные в белых одеждах с пением «Елицы во Христа крестистеся» входили в храм, и начиналась евхаристия, в которой участвовали все: и те, кто ожидали в храме, и те, кто только что приняли Святое Крещение.
Весь космос, включая всякую плоть человеческую и мир ангельский, замирает в молчаливом предстоянии Господу, принесшему Себя в жертву. Поклонение Христу, умершему на кресте, перерастает в трепетное ожидание воскресения Христова, и оба настроения — страстное и пасхальное — соединяются в евхаристическом благодарении.
По традиции, которая давно закрепилась в Православной Церкви, в Великую субботу после Божественной литургии бывает освящение куличей и крашенных яиц, приготовленных хозяйками накануне. Традиция расписывать пасхальные яйца на Руси получила очень широкое распространение. Сегодня кто-то предпочитает по старинке красить яйца луковой шелухой, а кто-то превращает этот процесс в целое искусство. Но обычай этот появился не у нас, а в Месопотамии. Там еще в первые века существования христианства верующие красили яйца в красный цвет в память о пролитой за людей Крови Христа. Пасхальное яйцо для всех христиан стало символом Воскресения Спасителя.
Столы для приготовленных к Пасхе угощений обычно устанавливают прямо возле храма, на улице. Священник окропляет праздничную скоромную пищу святой водой. После освящения угощений верующие расходятся по домам для того, чтобы вновь собраться в храме уже на ночную пасхальную службу.
Дата празднования Пасхи поначалу не была одинаковой для христианских церквей. Только на Первом Вселенском соборе в 325 году было решено всем христианам праздновать Пасху в один день — в первое воскресение после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Поскольку для вычисления даты Пасхи избрали не солнечный, а лунный календарь, празднование Пасхи каждый год приходится на разные дни календаря.
Митрополит Иларион (Алфеев): Святитель Григорий Богослов в IV веке начал свою пасхальную проповедь с тех слов, которые и сегодня звучат на пасхальном богослужении:
Пасха! Господня Пасха! И снова скажу «Пасха» в честь Троицы. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; она настолько превосходит все праздники, не только человеческие и происходящие на земле, но также Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды.
И далее, говоря о соотношении между Великой субботой и Пасхой, святитель пишет:
Прекрасно у нас и вчера блистало и озарялось всё светом <...> Но то, что сегодня, еще прекраснее и блистательнее. Ведь вчерашний свет был лишь предтечей великого Света, Который воскрес <...> Сегодня же мы празднуем само Воскресение — не еще ожидаемое, но уже совершившееся и собравшее собою воедино весь мир.
Во время пасхального богослужения открытые двери алтаря символизируют Гроб Господень, от которого Ангел отворил камень, и напоминают о близости Царствия Божия, которое открыто для каждого, кто верит в воскресшего Христа и живет по Его Заповедям.
Пасхальная утреня начинается не в храме, а на улице крестным ходом. Во главе процессии идет свещеносец, далее хор священнослужителей и прихожане. Крестный ход, который совершается в православных храмах в пасхальную ночь напоминает о том, как в древней Церкви на Пасху торжественно входили в храм те, кто только что крестились. В тоже время крестный ход имеет миссионерский смысл. Стены храма раздвигаются, и вся церковная община в полном составе выходит на улицу, в город, живущий своей жизнью, чтобы засвидетельствовать Чудо Воскресения Христова. Процессия выходит из храма западными дверьми и следует против часовой стрелки. У старообрядцев в обычаи ходить посолонь, то есть по солнцу или по часовой стрелке, притом храм обходят 3 раза, а не один.
Во время крестного хода продолжается пение стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В этот момент звучит праздничный колокольный звон. Обойдя храм, процессия возвращается к входу. Настоятель становится у закрытых дверей и начинает богослужение.
Митрополит Иларион (Алфеев): Пасха — это праздник, который соединяет Небо и землю. Во время пасхального богослужения многократно поется древний тропарь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!». Умерев на кресте как человек и сойдя во ад как Бог, Христос разрушил власть дьявола и победил смерть, открыв путь к воскресению всему человеческому роду. Он одержал победу над смертью, в том числе, и над нашей смертью, над смертью каждого из нас.
После того, как тропарь пропет многократно, двери храма отворяются, и священнослужители, а за ними и весь народ входят в залитый светом храм. Устав предписывает перед началом пасхальной службы «зажигать свечи вся и кандилы». Священник приветствует всех возгласом: «Христос воскресе!», народ отвечает: «Воистину воскресе!». Этот возглас и ответ народа многократно прерывает в дальнейшем течение пасхальной службы, предавая ей особую преподнятость. Священники меняют белые облачения на ярко-красные, и с этого момента для верующих начинается продолжительный период пасхальных празднеств.
По традиции Русской Церкви на пасхальной литургии Евангелие читается на разных языках — как древних, так и современных. Чтением пролога из Евангелия от Иоанна на пасхальной литургии подчеркивается, что: «Воскресший Христос есть Предвечное Слово Божие, Единородный Сын Божий, Он есть свет истинный, который просвещает каждого человека, приходящего в мир». Воскресение Христова переживается Православной Церковью как событие вселенского масштаба, имеющее отношение не только ко всем людям, но и ко всему тварному бытию. Весь мир радуется грядущему Воскресению.
Митрополит Иларион (Алфеев): По учению апостола Павла, воспринятому всей восточно-христианской традиции: «Тварь вместе с человеком стенает и мучится доныне, ожидая освобождения от рабства тлению в свободу детей Божиих». Толкуя эти слова апостола Павла, святитель Иоанн Златоуст говорит:
Что значит – «тварь покорилась суете»? Что она стала тленной. Ради кого и из-за чего? Из-за тебя, человека. Ибо поскольку ты получил тело тленное и страстное, земля подпала проклятию. Но она освободится от рабства тлению, то есть уже не будет тленной, но последует благообразию твоего тела.
Иными словами, тварь станет нетленной, когда нетленным станет человек.
Жители и гости испанского города Тудела на Пасху становятся участниками грандиозной мистерии. Место действия — самая широкая в городе Новая площадь. Сохранились сведения о том, что впервые эту церемонию провели еще в конце XIII века. Свой нынешний вид она приобрела 4 столетия спустя. Площадь заполняется людьми. После того, как статую Богородицы выносят на центр площади, с небес спускается ангел. Ведь как верят и православные, и католики, первой увидела воскресшего Спасителя Божия Матерь, хотя об этом и не упоминается в Евангелии. Спустившись с небес, ангел снимает вуаль с Девы Марии в знак того, что завершен Великий пост и начинается Пасха.
Пасхальная мистерия стала визитной карточкой Тудела. Был даже создан специальный комитет по подготовке к празднику. Почетные обязанности разделили между собой члены нескольких семей.
Житель Тудела: Наша семья уже 130 лет состоит в этом комитете. Первой была бабушка моей жены. Она помогала подготавливать облачение Девы Марии. Затем тетя моей жены. Она много сделала для того, чтобы сохранить церемонию. Мы начали ей помогать 30 лет назад — моя жена и я.
Роли в мистерии исполняют жители Тудела. Хелии тоже посчастливилось на несколько минут превратиться в ангела и полетать над площадью.
Хелия: Я сегодня проснулась в 5 часов утра. Меня одели в костюм ангела и мы пришли на площадь, а после полета я участвовала в процессии, в конце которой смогла причаститься.
Праздник Пасхи длиться не один день, а целую неделю. В течение Светлой седмицы богослужение совершается также, как и в пасхальную ночь. Ежедневно служится литургия Иоанна Златоуста, после которой бывает крестный ход. Нет в период пасхальной седмицы и постных дней. После окончания Светлой седмицы празднование Пасхи продолжается. Отдание то есть окончания празднования Пасхи происходит накануне Воскресения Господня, празднуемого в 40-ой день по Пасхе.
Митрополит Иларион (Алфеев): Главная цель всех христианских праздников — научить христианина уподобляться Христу на всех этапах своего жизненного пути. Жизнь Христа состояла из страданий и скорбей от бегства в Египет до крестной смерти, но эти страдания и скорби привели Спасителя к Божественной славе. Так и жизнь верующего. Если он подражает Христу в добрых делах, если страдает и распинается вместе со Христом, становится для него путем к славе и обоживанию. Пройдя последовательно по всем этапам крестного пути Спасителя, христианин воскресает вместе с Ним и вместе с Ним входит в Царство Небесное.