Публикации

Как спастись? Или о молитве Иисусовой

  Количество просмотров

Зачем мы обращаемся к Богу, молимся, причащаемся? Конечно, чтобы быть с Богом всегда: и здесь, и в вечности. В ад, разумеется, очень не хочется. Но соответствует ли наш образ наше душевное состояние «требованиям» райским, если мы раздражаемся, обижаемся, завидуем, жуём — осуждаем постоянно кого-либо, блудим и т.п.? В церковь ходим иногда или по желанию, или по нужде, но не по заповеди; ближнего готовы съесть с потрохами…

То на нас не так посмотрят, то что-то сделают не по-нашему. Мы ласково улыбаемся батюшкам, а друг друга не терпим, как часто это приходится наблюдать!.. Какой уж нам рай? В рай таких не берут.

Сначала я как–то особенно об этом не задумывалась. Согрешила — исповедалась, ещё согрешила — опять исповедалась. Вроде бы нормально всё… Но со временем призадумалась: наверное, Богу это не угодно. Согрешу, пролью крокодиловы слёзы на исповеди и опять за старое берусь.

С грехами плотскими где–то легче расстаться, а вот изменить себя изнутри ох, как трудно, не получается. Рада бы не раздражаться, ни о ком плохое не думать, не замечать чужих грехов и страстей, не осуждать ни языком, ни в помыслах — увы! Погибаю!.. Не получается любить всех, как самого себя, как Господь заповедал. Стала искать в житиях, наставлениях святых отцов ответ на свой духовный запрос.

Нашла. В книге «Рассказ странника духовному своему отцу» прочитала много интересного, на потребу мою отвечающего.

В этой книжечке, кстати, в унисон с моими исканиями, толкуются, что во всех наставлениях церковной литературы говорится: надо вести жизнь благочестивую, исполнять заповеди Божии, быть смиренным, терпеливым и т.п. Но стремясь к исполнению всего этого душеспасительного подвига, человек на первых же «шагах» чувствует своё бессилие…

Святой Григорий Синаиит считал, что к духовному усовершенствованию, изменению, устранению, устранению греховного внутреннего состояния ведут два способа: «Во-первых, дар этот открывается многотрудным исполнением заповедей, во-вторых, непрестанным призыванием Господа Иисуса (наилучший его вариант — творение Иисусовой молитвы)». И первое средство могущественно, — пишет он, — но второе могущественнее, так что и первое от него полную свою силу.

Это короткая молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» считается чрезвычайно важной, если не важнейшей из всех. О ней много написано в «Добротолюбии», у Оптинский старцев и у разных других книг, статьях. Она считается важнейшей и необходимейшей для всех монахов, её читают многие мирские люди. Опытные старцы рекомендуют прочитать интереснейшую книжечку «Рассказы странника духовному своему отцу». Святитель Лука (Войно — Ясенецкий) писал: «посмотрите в сердце своё, размышляя и припоминая, какой из его великого множества грехов наиболее мучает сердце ваше, какой наиболее противен Богу. Если блуд, если прелюбодеяние — об этом одном помышляйте; если корыстолюбие — об этом в первую очередь думайте; если не милосердие и жестокость и нелюбовь — на этом прежде всего сосредоточьте свою мысль».

Стоя, сидя, на коленях найдите самых тяжкий грех свой, низко опустите голову и умоляйте Господа Иисуса прежде всего о прощении этого вашего греха… Молитесь Иисусовой молитвой, лучше всего по чёткам, и говорите: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». И в это время думайте об этом вашем самом тяжком грехе. Не менее ста раз повторяйте эту молитву, всегда сосредотачивая мысль на самом тяжёлом и отвратительном грехе своём. Начавши с этого, привыкнете вспоминать и прочие грехи.

Молясь молитвой Иисусовой, будьте в уме держать все грехи и будите просить у Господа прощения не только в самом тяжком, но и во всех грехах своих.

Вот эта молитва сотворит чудо в душах ваших. Вам станет стыдно; когда станете исповедовать перед Богом, тягчайший грех свой, вы почувствуете настойчивое желание освободиться, непременно освободиться от этого мерзкого греха.

Изо дня в день молясь так, будите освобождаться всё более и более от вашего основного греха и от всех прочих ваших грехов, и душа ваша будет преображаться. Вы сами станете замечать, как изменится отношение ваше к ближним вашим: сами заметите, что становитесь всё более мягкими, терпеливыми, кроткими, смиренными.

Вы будите с великой осторожностью относиться к людям, будите следить за тем, чтобы никого и ничем не задеть и не оскорбить. И молитва Иисусова преобразит ваше сердце и произведёт это чудо — незримое чудо благодати Божией в сердце вашем.

Это, конечно, не значит, что надо оставить все остальные молитвы, утреннее и вечернее правило, чтение Евангелия, Псалтири, Акафисты. Просто хорошо присовокупить ещё и чтение Иисусовой молитвы, — так рекомендуется в святоотеческой литературе.

Один подвижник говорил: От произносящего эту молитву бегут вражеские силы, и такой рано или поздно, но всё-таки спасается».

Остается сказать: «Помоги всем, Господи, в таком Богоугодном делании! Даруй нам непрестанную молитву».

Вернуться к списку

Последние добавления