Публикации

Митрополит Феофан: Важно всегда пребывать пред лицом Божиим

  Количество просмотров

В конце апреля 2016 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан ответил на вопросы ведущей видеопроекта «По правде говоря» газеты «Вечерняя Казань» Марии Веденеевой.

По правде говоря, с героем нашей программы говорить можно бесконечно. Митрополит Феофан родился 25 мая 1947 года в городе Дмитриев-Льговский Курской области, в семье служащих. Закончил Московскую духовную семинарию. Нес послушание в Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 2003 был назначен ректором Ставропольской духовной семинарии. Основал первый в послереволюционной Северной Осетии женский монастырь. Во время теракта в Беслане выделил места в монастырях Ставропольской епархии для размещения пострадавших детей. 13 июля 2015 года был назначен митрополитом Казанским и Татарстанским.

Ведущая: Ваше Высокопреосвященство, хочу сказать, что поймать Вас для интервью было очень непросто. Вы только что вернулись с интервью, через 40 минут Вы должны быть на серьезной встрече. Скажите, как Вы ведете такой образ жизни, который больше похож на образ жизни светского человека?

Митрополит Феофан: Но ведь часов в сутках — 24. Есть и ночное время, самое благоприятное для молитвы… Очень важно, чтобы человек, делая свои обыденные дела, не забывал, что он делает их пред лицом Божиим. И даже, общаясь с Вами, я думаю: «А как Бог на это посмотрит? Стоит ли что-то говорить, о чем-то промолчать? Как сформулировать свою мысль?» Пред лицом Божиим надо ходить всегда: и давая интервью, и встречаясь с большими чиновниками, и оставаясь наедине…

Ведущая: Тем не менее, откуда Вы черпаете силы? В первую очередь, даже не физические, а моральные: когда Вы разговариваете с людьми, которые, скажем, переживают настоящую трагедию?

Митрополит Феофан: Так сложилось моё служение Церкви и народу, что я часто встречался с трагедиями. На моих руках были дети, которых я под обстрелом выносил… И Бог хранил меня. Потом для меня был тяжелейший урок, когда хоронили в Беслане этих детей. Представьте себе: промозглая погода, дождь, и экскаваторы в поле копают могилы. И стон, плач тысяч, десятков тысяч людей. Ощущение, что хоронят саму жизнь, ведь столько детей погибло и столько пришло их близких...

Вспоминаю, как со священниками ходил, совершал панихиду по погибшим, — естественно, православным. Но там были и мусульмане. Никогда не забуду, как ко мне обращались с плачем, со слезами: «И ко мне, и ко мне идите». Я вижу, что они, наверное, мусульмане... И тогда говорю: «Давайте так: идем по всем могилам. Мы сейчас не будем разбираться, мы будем молиться». Где брать силы? Только у Бога… Священник получает благодать от Бога. И Божественное вдохновение и Божественная помощь дают и разумение, и силы..

Ведущая: Вы человек, который, действительно, много где побывал и много, что видел. Вы были на Кавказе. При Вас представители многих конфессий существовали гораздо более миролюбиво, чем обычно. Вы были в Сирии с 1999 по 2000 год. И в Иерусалиме Вы были, да?

Митрополит Феофан: Да. И в Египте был.

Ведущая: Вы прекрасно себе представляете практически всю картину сегодняшнего мира.

Когда разговариваешь с мусульманами, видишь, что это люди, которые заботятся о своей семье, о своих родителях. И нет у них мысли воевать. Откуда берутся фанатики?

Митрополит Феофан: Недавно участвовал в обсуждении проблематики Ближнего Востока, — конкретно же, говорили о Сирии. Большая конференция, встреча, которую Валдайский клуб проводил в Москве… И опять всё сводилось к тому, что «наши ВКС бомбят, перелом наступает…» Участники были со всего мира: и Штаты, и ближневосточные страны, лидеры, ученые. Я задал вопрос собравшимся: «Победили, разбомбили, придушили. А что дальше? Противники куда делись? Они ушли в подполье или в себе замкнулись?»

Очевидно, что эта взрывная масса где-то вновь проявится — может, в виде беженцев в Европе, или у нас… Значит, надо искать другие пути и не со следствием бороться, а с первопричиной. Особенно важно обращать внимание на молодежь. Мы охаем, начинаем после ловить, искать, забывая, что у нас часто дети оставленные. Школа не занимается воспитанием нравственным, а родителям некогда.

Ведущая: Дети брошены?

Митрополит Феофан: Дети практически брошены. И при сытом, довольном бытии у них поиски чего-то высшего. И вот здесь подступают к ним: или наркомания ловит, или же секты — экстремисты, ведущие к терроризму. Значит, поиск истины, поиск чего-то возвышенного в душе человека существует.

У нас говорят: «Подождите со своей религией». Но ни в одной социальной, идеологической, политической системе не придумано лучшего, чем религиозное нравственное. Повторяю: нужно воспитывать, и особенно молодежь. Ни в коем случае не говорю, что всем нужно идти в семинарию, в медресе, одеть черные рясы. Но нужно воспитать человека высоконравственного, используя, в том числе, и религиозный фактор.

Ведущая: Каким Вы видите для себя, скажем так, современный способ воспитания молодежи?

Митрополит Феофан: Нормальный совершенно способ. Я отвечаю на вопросы на сайте «Батюшка-онлайн», когда у меня время есть, отвечаю на вопросы на камеру. Потом мы выкладываем.

Необязательно мы должны быть архаичными. Мы не должны терять свои базовые, религиозные ценности, но ни в коем разе мы не должны замыкаться. Раньше ездили на лошадях, теперь пересели на автомобиль. Раньше у нас была почтовая «тройка», а теперь пользуемся электронной почтой. И интерактивное общение — нормальная вещь.

Но как предостеречь юные души? В океане Интернета и акулы плавают, и безобидные рыбки… Если мы даем возможность пользоваться, то надо научить пользоваться правильно. Рассказать, по каким тропам можно ходить, а где мины.

Ведущая: Можно Вас спросить про Ваше хобби?

Митрополит Феофан: Мое хобби — с удочкой посидеть, и обязательно на реке. Речка — движение, особая какая-то стихия жизни.

Ведущая: Я знаю, что Вы много читаете. Вы любите Чехова, Вы любите Достоевского, Вы любите поэзию. Вы не любите джаз, Вы слушаете классическую музыку.

Митрополит Феофан: Всё относительно. Сказать, «люблю — не люблю» — это не мой стиль.

Ведущая: Если будет выбор, Вы включите что-нибудь классическое…

Митрополит Феофан: Да.

Ведущая: Скрябина не любите, например, я знаю.

Митрополит Феофан: Скрябина я не понимаю, я бы сказал так.

Ведущая: И при какой-то удобной возможности Вы посидите с удочкой.

Митрополит Феофан: Да.

Ведущая: Есть у Вас еще какие-то обычные увлечения?

Митрополит Феофан: Есть! Я Вам скажу, Вы очень удивитесь.

Ведущая: Давайте.

Митрополит Феофан: Я очень люблю на газонокосилке косить траву, наводить красоту в саду. Я в Курской области родился: у нас деревья, которые я сажал более 50 лет назад, и старый сад запущенный. И вот я приезжаю туда иногда, редко, когда бывает время…

Ведущая: Как Вы считаете, взрослый человек может прийти к Богу? Если в детстве он не был воспитан бабушкой, которая могла ему об этом рассказать. С ним не случилось — дай Бог! — какой-то жуткой трагедии. Каким образом человек может все-таки стать религиозным?

Митрополит Феофан: Нормальный человек не может жить без Бога. Этапы, которыми приходят к Богу — это, конечно, Божья тайна, но и человеческое произволение. Мы к Богу претензии предъявляем, но наше отношение к Нему потребительское: «Ты нас не трогай, в любом случае, а вот если Ты наш Бог, то обязательно нам помогай».

Бог дал свободную волю человеку. И путь к Нему лежит и через Божественное призвание, и через нашу волю… Если какие-то опыты с чем-то проводят, то соблюдают время, температуру, особые компоненты. И обязательное условие, чтобы опыт этот был завершен, соблюсти все параметры. Когда же мы ищем Бога, там тоже есть законы, заповеди. Человек говорит: «Господи, я хочу поверить, я хочу узнать». Так поживи по тем параметрам, нормам, которые Бог оставил. И честно обращайся: «Господи, если Ты есть, то откройся мне».

И поверьте, Бог коснется души в обязательном порядке. И постепенно душа, как цветок, начнет расцветать. Видя твое доброе движение вперед, что ты маленький шаг сделал, Бог в объятия принимает. Без Бога просто жить нельзя.

Ведущая: Смотрите, у нас абсолютно уникальный город.

Митрополит Феофан: Да. Уникальность Татарстана, в целом, это две основные религии — ислам и Православие или Православие и ислам. Здесь, конечно, как раз и проявляется то, о чем я часто говорю: когда стоим мы твердо на этих двух ногах, то всему обществу хорошо и в плане социальном, и в плане межконфессиональном, и межэтническом, и в части политической ситуации. Это совершенно замечательно. Важно не отнимать у людей возможность исповедовать свою веру, хранить традицию наших дедов и отцов. Мы живем в мире веками, дружно живем. А вспомните Великую Отечественную: три танкиста — там, кажется, татарин тоже был — три веселых друга.

Ведущая: Да.

Митрополит Феофан: Поэтому — жить нам и не тужить, дружить и любить друг друга, и тогда всё у нас будет хорошо. Но обязательно каждому нужно хранить свою веру и свои традиции.

Ведущая: Большое Вам спасибо за это интервью, за эту беседу. Мне кажется, мы какой-то сегодня своеобразный даже урок жизни получили…

Митрополит Феофан: Спасибо большое. Успехов вам. Несите свет и добро.

Вернуться к списку

Последние добавления