8 мая 2016 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского города Казани. После чтения уставного Евангелия (Ин. 20:19-31) глава Татарстанской митрополии обратился к верующим со словами проповеди, посвященной смыслу воскресного Евангельского повествования.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос Воскресе!
Сейчас мы слышали Евангельское повествование, посвященное уверению апостола Фомы…
С тех пор прошло 2000 лет. Христос неоднократно являлся верным Своим последователям. Люди за веру умирали и в первые века христианства, и в последующие. За Христом уходили в пустыни, в отдаленные монастыри, дабы молиться. В XX веке десятки тысяч верующих были за Христа замучены у нас, в России.
Какое отношение имеет повествование о Фоме неверном, вернее, о не поверившем, к сегодняшнему дню? Наверное, вы ответите искренне: «Владыка, мы верим во Христа воскресшего, поэтому мы здесь, в храме, пришли помолиться и поклониться Ему». Конечно, это хорошо. Но в чём суть веры? Живем ли мы по заповедям, которые оставил Христос? Живем ли мы, исправляя свои грехи и беззакония? Или же наша вера как вспышка: сходили в храм, иногда помолились. Но чаще суета мира затягивает нас, и мы становимся рабами дня сего. Мы хуже Фомы. Фома в первые дни после смерти Христовой, увидев Его, сказал: «Господь мой и Бог мой», — и никогда не отступал от Христа.
Господь отставил нам Святую Церковь и великое благо в ней — Святые Таинства. Мы можем приобщаться Тела и Крови Христовых, но не всегда достойно живем. Поэтому образ, с одной стороны, не поверившего Фомы — это мы с вами. Фоме, который поклонился Господу и следовал за Ним, проповедуя Его истину, исполняя заповеди — ему нам надо подражать в своей жизни.
Мы знаем о том, что есть вечность, что мы умрём, что будем отвечать. Как долга бы ни была наша жизнь — пусть длится 100 лет — вы, прожившие 70, 80 лет, помните, как долго шли эти годы? Быстро пролетели, и уже вечер, уже закат. А там нам предстоит находиться с тем багажом, который мы приобрели в этой временной жизни. Говорят, что в гробу карманов нет. И мы знаем, как тяжело умирают положившие за смысл жизни приобретение богатства. Вспомните притчу о богаче, у которого уродился обильный урожай (см. Лк. 12:16-22).
Блажен тот, кто в Бога богатеет. А богатеть в Бога только можно через исполнение норм и заповедей, законов и повелений, которые Бог оставил. Слишком легкомысленно мы относимся к нашей временной жизни. И высока цена такого поведения, ибо от выбранного жизненного пути зависит вечная участь. Об этом надо думать человеку, который считает себя разумным…
Молись, живи по правде и верь, что Бог невидимым образом коснется и убедительно расскажет тебе о Своем присутствии. Уже сейчас, подобно Фоме, поклонись и скажи: «Господь мой и Бог мой! Я буду жить так, как Ты заповедал, дабы достичь в ином мире вечного общения с Тобой». Аминь.