«В пост главное – не есть друг друга» — вы наверняка слышали эти слова в том или ином варианте. К сожалению, зачастую об этом великом принципе поста рассуждают не те, кто десятилетиями соблюдают пост, а те, кто ищут себе самооправдания.
«У меня Бог в душе», — так говорят многие наши современники и потом уверенно добавляют, что в пост главное не обижаться на других людей, не делать им плохого. Говорят так и уверенным шагом идут в магазин за сосисками в полной уверенности в своей правоте.
Для православного человека, имеющего опыт соблюдения постов, становится очевидной простая истина: пост как отказ от определенных продуктов необходим, но это всего лишь первая ступень на нелегкой лестнице постничества. Первый раз поститься всегда тяжело, организм не хочет перестраиваться на новые виды пищи, но со временем он привыкает.
Тем более, современное общество потребления «делает деньги» и на посте: и гипермаркеты, и рестораны предлагают огромное количество постных продуктов: от элементарных постных вареников с картошкой до кулинарного чуда — постной колбасы. Нужно помнить, что выражение «постимся постом приятным» означает не массовое поедание постных лакомств, а радость от наступления Великого поста – времени молитвы и покаяния.
Когда человек не просто отказывается от определенного набора продуктов, то пост приобретает свое истинное покаянное измерение. Длинные и потрясающе красивые великопостные службы насыщают смыслом наше физическое воздержание, призывают к покаянию и изменению своей жизни. Ведь пост вне храма, вне Таинств и молитвенной жизни – это всего лишь духовно бессмысленная диета.
Со временем мы привыкаем поститься, втягиваемся в круговорот великопостных богослужений. И вот тогда приходит понимание другой истины: следующая ступень нашего постничества — это неосуждение друг друга, любовь к ближнему, борьба с самим собой. И только те люди, которые имеют опыт постничества и осознают необходимость физического поста, могут сказать, что главное в пост – это не есть друг друга.
Поститься ныне модно и многие люди соблюдают пост как диету: ведь неплохо очистить организм, да и перед летом немного похудеть. Тут надо помнить главное: очистить надо не тело, а душу. И очистить ее молитвой и Таинствами Церкви. Те люди, которые соблюдают пост в силу моды или желания похудеть – это передовой край нашей миссии. Нужно помочь им окончательно переступить порог храма.
В идеале в пост о еде надо бы вообще забыть
Вспоминаются слова апостола Павла в афинском ареопаге: «по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 22-23).
Именно этим людям, понявшим форму, но ничем ее не заполнившим, нужно рассказать о Церкви, Таинствах и зачем нам это нужно. Им нужно проповедовать «неведомого Бога», объяснить, зачем он пришел в мир, основал Церковь.
Физический пост необходим, но нужно помнить, что в Евангелии Господь больше всего осуждал фарисеев: людей, формально соблюдавших Закон во всей полноте, но при этом забывших про его дух. Церковь, говоря о необходимости поста, вместе с тем понимает, что у людей есть разные возможности для его соблюдения.
Беременность, болезнь, нахождение в рядах вооруженных сил, тяжелая физическая работа – все это повод взять благословение на послабление поста. Именно взять благословение, потому что многие начинают заниматься великопостным творчеством и сами себе устанавливать меры поста.
«Я пощусь первую и последнюю неделю», — часто слышу на исповеди. «А кто Вам благословил?» — обычно спрашиваю и поясняю, что человек таким образом ставит себя выше Церкви. И обычно удается найти приемлемую форму поста для этого человека.
Или наоборот, приходят люди с тяжелыми болезнями, которые соблюдают пост до крайнего истощения. И на то, чтобы поститься по монашескому уставу, и на то, чтобы делать послабления – на все это надо брать благословение у своего духовника или хотя бы просто у священника.
«Убедили, но уже поздно, пост ведь уже приближается к концу», — быть может подумает кто-то, прочитав эти строки, и скажет с чувством облегчения: «ну ладно, в следующее году попробую».
Если вы так подумали, то обратитесь к притче о работниках виноградника (Мф. 20, 1-16). Хозяин виноградника радостно принял на работу и тех, кто пришел к нему в самые последние часы, и осудил тех, первых, которые стали роптать и требовать большего вознаграждения. Прийти к Богу никогда не поздно, равно как и начать соблюдать Великий пост и достойно приготовиться к встрече Христовой Пасхи.