Публикации

Не напрасно, не случайно...

  Количество просмотров

6 июня — Пушкинский день в России

Когда происходят в нашей жизни горестные и неприятные события, мы сетуем на Господа и спрашиваем: «За что? Почему?». Впадаем в уныние, жизнь кажется напрасной. У Александра Пушкина, человека творческого и ранимого, такое состояние души тоже возникало. В 1828 году, в день своего рождения, он пишет гениальное стихотворение:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Жизнь кажется поэту ненужным даром Творца, существование зависит от «тайной судьбы», на которую нельзя повлиять. Во втором четверостишье поэт ропщет на судьбу и даже на Бога. Всё рядом кажется не нужным, бесцветным, наполненным страстями: «Жизнь, зачем ты мне дана?». Герой стихотворения пленён грехами уныния и неблагодарности.

В 1829 году стихотворение появилось в печати в «Северных цветах». На него откликнулся выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, митрополит Московский, святитель Филарет.

Родился будущий святитель в 1782 году в Коломне, в семье дьякона. При крещении получил имя святителя Василия Великого. Всю жизнь этот человек посвятил служению Церкви. Главным его наставником был отец-священник. Служа в Москве, на Московской кафедре, он был известен своими замечательными проповедями. Делом всей жизни считал перевод Священного Писания на русский язык. «Краткая Священная история» и «Катехизис», составленные митрополитом, выдержали до революции более 100 изданий. Целая эпоха в истории Русской Церкви называется «филаретовской».

Интересен факт, что в пору Пушкина-лицеиста архимандрид Филарет был ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и присутствовал на публичном экзамене лицеистов. Именно тогда и увиделись два великих человека. Не случайно Промысел Божий свёл их уже в момент творческой и духовной биографии поэта.

Митрополит откликнулся на стихи поэта:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из тёмных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждится Тобою,
Сердце чисто, светел ум!

Этот ответ не поучение. Как будто говорит сам Пушкин: тот же размер стиха, та же стихотворная форма. Святитель подводит поэта к неизбежному выводу — направить свой взор в глубину собственной души.

Прочитав послание святителя, Пушкин был поражён и взволнован. В скором времени поэт поменял своё восприятие и повернул его в христианское русло.

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда Твой Голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слёз нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И нынче с высоты духовной
Мне руку простираешь Ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнём душа палима,
Отвергла мрак земных сует
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

Поэт понял послание святителя Филарета, оценил его по достоинству и увидел в нем Посланника Божия. Отвечая святителю, Пушкин обращается к Тому, против Кого он взбунтовался больше года назад и Кто внушил святителю его тихое увещание.

В жизни человека бывают дни, когда подступает «тоска» безверия, жизнь теряет смысл, кажется жить незачем. И только покаянием, молитвою к Богу можно обрести утраченную радость бытия.

Вернуться к списку

Последние добавления