Публикации

«Яко звезды светлыя озаряюще нас...»

  Количество просмотров

Образы святых в памятниках из собрания Новгородского музея-заповедника

10 июня по 5 августа 2016 года в Историческом музее Благовещенского собора Казанского кремля проходит выставка предметов русского духовного искусства XIV-XIX веков из Новгородского кремля «Яко звезды светлыя озаряюще нас…»

Выставка «Яко звезды светлыя озаряюще нас...» знакомит с образами святых, издавна пользовавшихся особым почитанием на Руси, и прежде всего, в Древнем Новгороде, являвшемся столицей Северной Руси и, наряду с Киевом, участвовавшем в создании русской государственности и культуры. На протяжении столетий Новгород оставался крупнейшим духовным и художественным центром Древней Руси, продолжавшим питать общерусскую культуру и после присоединения к Москве в 1478 г. Существование определённого круга избранных святых уже в ранний период подтверждается посвящением им храмов и приделов, а также многочисленностью их образов в произведениях искусства.

Представленные на выставке памятники иконописи и декоративно-прикладного искусства с изображением наиболее чтимых святых объединены по ликам святости (пророки, апостолы, святители, мученики), а порядок их расположения соответствует последовательности поминания святых на литургии в молении о заступничестве. Самостоятельный раздел выставки посвящён прославленным русским святым, в сонме которых значительное место принадлежит новгородским святителям, преподобным и князьям.

Сложение культа пророка Илии, наиболее почитаемого среди ветхозаветных святых, восходит в Новгороде к древнейшему периоду: под 1105 г. встречается первое летописное упоминание об Ильинском храме в связи с пожаром на Торговой стороне города. Значимость образа святого подтверждается и включением сцены «Пророк Илия в пустыне» в состав росписи алтарной апсиды церкви Спаса Преображения на Нередице (1199 г.). Особое почитание пророка Илии прослеживается на всём протяжении истории средневекового города: Опись Новгорода 1617 г. фиксирует существование шести Ильинских храмов и двух приделов.

Пророк Илия чтился, прежде всего, как великий отшельник и боговидец, прорицатель и грозный обличитель, слышавший в пустыне глас Божий. Ветхозаветные тексты, повествующие о способности пророка распоряжаться огнём и водой, дали основание приписывать Илие власть над стихийными силами природы — ему молились о дожде и бездождии. Кроме того, святой почитался как покровитель скота и целитель-чудотворец. За свою праведность Илия был взят живым на небо, что нашло отражение в композиции «Огненное восхождение пророка Илии на небо» — древнейшей и наиболее распространённой в иконографии святого. Эта сцена изображена в целом ряде экспонируемых на выставке памятников иконописи и медного литья. Наибольший интерес вызывает икона рубежа XVII-XVIII вв., в среднике которой представлено «Огненное восхождение пророка Илии на небо», а на полях, в двенадцати клеймах, иллюстрируются сцены жития святого.

Большое сходство с образом Илии имеет образ св. Иоанна Крестителя (Предтечи), аскета-пустынника, пророка и обличителя, выступавшего, по словам евангелиста Луки, «в духе и силе Илии». Св. Иоанн Предтеча — последний ветхозаветный пророк, непосредственный предшественник Христа, крестивший его в реке Иордан и проповедовавший о нем как о Мессии.

О раннем установлении почитания святого Иоанна Предтечи в Новгороде свидетельствует освящение в его честь одного из трёх первоначальных приделов Софийского собора (1045-1050 гг.). Начиная с XII столетия св. Иоанну Предтече посвящаются многочисленные храмы и приделы, его житийные циклы размещаются в росписях диаконников собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125 г.), церкви Благовещения на Мячине (1189 г.), церкви Спаса Преображения на Нередице (1199 г.). К 1617 г., согласно Описи Новгорода, в городе и окрестных монастырях насчитывалось шесть Предтеченских храмов и четыре придела.

Исключительное почитание св. Иоанна Предтечи обусловило формирование достаточно обширной иконографии святого. Особая значимость образа пророка способствовала тому, что его изображение уже в ранний период включалось в деисусную композицию, в которой святые предстательствуют перед Спасителем за человеческий род: примечательно, что фигура св. Иоанна Предтечи располагалась в непосредственной близости от Христа. Образ святого был включён также в композицию «София Премудрость Божия», «новгородский» извод которой сложился к середине XV столетия.

В русском искусстве позднего средневековья чрезвычайно широкое распространение получает образ св. Иоанна Предтечи Ангела пустыни, иконографический тип которого восходит к ветхозаветному пророчеству Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал 3. 1). Один из изводов этой иконографии святого представлен на хоругви из тихвинского Николо-Беседного монастыря — выдающегося по своим художественным достоинствам памятника московского шитья середины — второй половины XVI в. Святой Иоанн Предтеча изображён с крыльями, облачённым в милоть — одежду аскета-пустынника; в левой руке он держит чашу с евхаристическим Агнцем — младенцем Христом и свиток со словами своего свидетельства о Христе: «...вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Учитывая, что Николо-Беседный монастырь находился под особым покровительством Ивана Грозного, можно предположить, что хоругвь с изображением небесного покровителя царя была вышита в столичной «светлице» и являлась царским вкладом в обитель.

Разнообразная иконография святого Иоанна Предтечи включает и иллюстрацию важнейших событий жития пророка, среди которых особое значение придавалось его мученической кончине — Усекновению главы. Эта композиция нередко дополняется сценой Обретения главы св. Иоанна Предтечи, ставшей одной из главных святынь христианского мира. Именно к таким памятникам относится экспонируемая на выставке миниатюрная икона «Усекновение и Обретение главы святого Иоанна Предтечи» XVII в., отличающаяся изысканностью рисунка и тонкостью письма.

В древнейший период в Новгороде складывается особое почитание первоверховных апостолов Петра и Павла, о чём свидетельствует создание, уже в середине XI столетия, монументального предалтарного образа святых для Софийского собора, а также посвящение апостолам многочисленных монастырей, храмов и приделов.

Христианская Церковь чтит первоверховных апостолов Петра и Павла как самых значительных проповедников Божественного Слова, которых святитель Иоанн Златоуст назвал «светилами церковными ... сокровищницами Духа, просветителями вселенной, сосудами благодати». Мученическая кончина апостолов Петра и Павла в один день — 29 июня/12 июля 65 г. (67 г.?) послужила основанием для их совместного почитания, что нашло отражение в их парных изображениях.

В состав выставки включена икона XIX в., иконография которой восходит к древнему изводу. Апостолы Пётр и Павел изображены предстоящими благословляющему Христу, с традиционными атрибутами: Пётр — со свитком, символом христианского учения, и ключами от райских врат, которые ему вручил Христос; Павел — с кодексом, напоминающим о проповедуемом Евангелии и о его четырнадцати посланиях, вошедших в состав Нового Завета.

К раннему времени относится установление почитания и апостола Иоанна Богослова, которому был посвящен один из трёх первоначальных приделов Софийского собора. Апостол Иоанн Богослов — автор четвёртого Евангелия (Евангелие от Иоанна), трёх посланий и Апокалипсиса («Откровение Иоанна Богослова»), один из любимых учеников Христа. По сведению апокрифических Деяний апостола, после Успения Богородицы большую часть жизни апостол Иоанн Богослов провёл в Эфесе, во время царствования императора Домициана был сослан на остров Патмос, где имел видения о конечных судьбах мира. Иоанн Богослов — единственный из апостолов прожил долгую жизнь (более 100 лет), последние события его жизни окружены таинственностью: он сам указал ученикам место своего погребения, лёг в крестообразную могилу и повелел засыпать землёй. Пришедшие утром поклониться могиле апостола христиане Эфеса нашли её пустой, что дало основание предположить, что апостол Иоанн Богослов, подобно Еноху, Мелхиседеку и Илие, был чудесно сохранён живым до Второго пришествия Христа.

Изложенные в Деяниях апостола Иоанна Богослова события нашли отражение в житийных иконах, получивших распространение в Древней Руси с конца XV столетия. Один из таких памятников рубежа XVII—XVIII вв. представлен на выставке: в среднике апостол изображён в особом иконографическом типе — «в молчании», подносящим к устам пальцы в знак безмолвия. Этот жест Иоанна Богослова трактуется как обозначение того, что Божие Откровение есть тайна. Иконописец использовал развёрнутый вариант композиции, включающий изображение раскрытого Евангелия, орла — символа евангелиста, а также ангела, через которого Иоанн Богослов получил Откровение и «свидетельствовал слово Божие» (Откр. 1:1-2). В четырнадцати клеймах, расположенных на верхнем и боковых полях иконы, иллюстрируются эпизоды апостольского служения Иоанна Богослова и Прохора в Эфесе.

Наиболее ранним из экспонируемых на выставке образов апостола и евангелиста Иоанна Богослова является его изображение на двухстворчатом складне, который принадлежит к лучшим образцам новгородской резьбы по дереву и эмали по скани XVI в. Исполненные в невысоком рельефе, тонко моделированные изображения Богоматери Оди-гитрии, Иоанна Богослова и стоящего за его спиной ангела обрамляет изысканный сканный орнамент, украшенный эмалью.

К числу наиболее почитаемых христианских святых принадлежит святитель Николай Мирликийский (вторая половина III — первая половина IV в.), архиепископ малоазийского города Миры в Ликии, которого на Руси именовали Николой Чудотворцем. Он чтился как один из великих отцов Церкви, страстный борец с арианской ересью, «великий чудотворец», «скорый помощник всем, призывающим его с верою».

Новгород является одним из древнейших на Руси центров почитания святителя Николая Мирликийского. В 1113 г. на Ярославовом дворище, городской княжеской резиденции, был заложен Никольский собор — самый ранний из сохранившихся русских храмов, посвящённых святому. Об исключительном почитании чудотворца в Новгороде свидетельствует беспрецедентное количество Никольских храмов и приделов, которых по Описи 1617 г. насчитывалось более сорока.

Прославленной святыней Новгорода была чудотворная круглая икона святителя Николая, исцелившая, по преданию, новгородского князя Мстислава Владимировича (1075-1132 гг.). Во время тяжелой болезни князю в сонном видении предстал святой Николай и повелел отправить послов в Киев за его круглым образом. Посланники князя были застигнуты бурей у острова Липно на озере Ильмень, где им явилась приплывшая по волнам круглая икона святого. Выздоровев, князь Мстислав повелел построить в честь своего чудесного исцеления Никольский собор на Ярославовом дворище, который стал местом хранения чудотворного образа.

Сохранились летописные свидетельства о том, что в начале XVI в. древняя икона была увезена в Москву и в следующем столетии погибла во время пожара. До наших дней дошли лишь два списка чудотворного образа святителя Николая Чудотворца, один из которых, созданный на рубеже XVI-XVII вв., представлен на выставке. Именно эта икона на протяжении столетий находилась в местном ряду иконостаса Николо-Дворищенского собора и почиталась как древний чудотворный образ.

Важнейшие эпизоды сказания о чудесном исцелении князя Мстислава Владимировича включены в иконографическую программу небольшой иконы рубежа XVIII-XIX вв. Изображённый в центре композиции чудотворный образ святителя Николая окружён четырьмя сценами, иллюстрирующими предание: явление князю Мстиславу во сне св. Николы, чудесное обретение круглого образа, исцеление князя и крестный ход с чудотворной иконой.

Наиболее ранний из экспонируемых на выставке образов святого Николая Чудотворца — житийная икона XVI в. Святитель представлен на ней в рост, с разведёнными в стороны руками, благословляющим и держащим Евангелие — в иконографическом типе, который получил название «Святитель Никола Зарайский». Образ чудотворца обрамляют клейма, иллюстрирующие сцены его детства, поставления в духовный сан, прижизненных и посмертных чудес. Примечательной особенностью этой житийной иконы является её небольшой размер, обусловивший во многом миниатюрный характер живописи.

Издавна в Древнем Новгороде особым почитанием пользовались святые воины-великомученики (воины Христовы), и, прежде всего, святой Георгий, принявший мученическую смерть за христианскую веру в 303 г. Утверждению на Руси культа великомученика Георгия, ставшего покровителем великокняжеского рода и княжеской дружины, способствовал князь Ярослав Мудрый (977/78-1054 гг.), который носил христианское имя Георгий (Юрий). По сообщению историка В. Н. Татищева, именно Ярослав Мудрый основал в 1030 г. Юрьев монастырь — древнейшую новгородскую обитель, в которой в 1119 г. был заложен грандиозный Георгиевский собор.

Образ великомученика Георгия, поражающего змия, стал одним из наиболее распространённых в искусстве Новгорода и Новгородской земли. В его основе лежит сказание, повествующее об одном из самых известных чудес великомученика — спасении им жителей города и царевны от дракона, пожиравшего юношей и девушек. Сцена «Чудо великомученика Георгия о змие» представлена в целом ряде включённых в состав выставки памятников медного литья XIV-XIX вв., а также на иконе XVI столетия, одном из древнейших образов великомученика в собрании Новгородского музея. Иконописец обратился к древнему краткому иконографическому изводу композиции, представляющему великомученика Георгия на коне поражающим змия, без изображения деталей повествования — спасённой принцессы, города и его жителей.

К числу наиболее чтимых воинов-великомучеников относится и святой Димитрий Солунский, военачальник и правитель города Фессалоники (Солунь), пострадавший за приверженность к христианству в 306 г. На Руси святой почитался как покровитель воинов и защитник Отечества. После Куликовской битвы (1380 г.) сложилась традиция совершать поминовение павших воинов в субботу, перед днём памяти великомученика Димитрия (26 октября/8 ноября). В древнерусском искусстве широкое распространение получил сюжет «Чудо великомученика Димитрия о царе Калояне». В его основе лежит повествование о заступничестве святого за Фессалоники, осаждённые в 1207 г. болгарским царем Калояном (1197-1207 гг.). По преданию, в ночь, накануне штурма города великомученик Димитрий явился Калояну на белом коне и поразил его копьём в сердце.

Из представленных на выставке памятников особого внимания заслуживает житийный образ великомученика Никиты — обратившегося в христианство готского воина, который претерпел за свою веру жесточайшие мучения и был казнён в 372 г. В среднике иконы великомученик Никита изображён сидящим на троне и держащим в левой руке беса, который явился ему в темницу в облике ангела. Победа святого над бесом, описанная в его апокрифическом Житии, послужила основанием для появления эпитета «Бесогон». Житийный цикл экспонируемой иконы XVII в. восходит к обеим редакциям Жития великомученика Никиты — канонической, изложенной византийским агиографом Симеоном Метафрастом в X в., и апокрифической.

Великомученицы Параскева Пятница, Анастасия, Варвара и Екатерина относятся к числу наиболее почитаемых святых на Руси и в Древнем Новгороде. Среди святых жён великомученица Параскева Пятница, пострадавшая в Иконии в IV в., занимала столь же значительное место, что и святитель Николай Чудотворец среди всех святых. Важнейший аспект почитания великомученицы связан с её именем (Параскева в переводе с греческого — пятница), которое ассоциировалось со Страстной пятницей, днём Распятия Христа. Кроме того, великомученица Параскева стала покровительницей торговли — по пятницам торговля была особенно оживлённой. Не случайно, что именно на Торгу в Новгороде был возведён в 1156 г. деревянный, а в 1207 г. каменный храм, посвященный великомученице.

Из всего многообразия аспектов почитания святой немаловажным является то, что она считалась заступницей и помощницей во всех бедах. Образ великомученицы Параскевы Пятницы принадлежит к числу наиболее распространённых в новгородском искусстве, он нередко включался в состав избранных святых, а также в композиции «Покров Богоматери» и «Деисус».

На выставке представлены два житийных образа великомученицы Екатерины Александрийской. Святая принадлежала к царскому роду и отличалась редкой образованностью — в присутствии императора Максен-ция она сумела победить в диспуте 50 философов, доказав им ничтожество языческих богов. За отказ отречься от христианской веры великомученица Екатерина была осуждена на жестокие муки на колесе и обезглавлена, а спустившиеся с неба ангелы перенесли тело великомученицы на гору, находившуюся рядом с горой Синай.

Сцены жития святой изображены на шитой подвесной пелене XVI столетия. В её среднике вышита композиция «Моление великомученицы Екатерины о народе», иконография которой известна лишь по памятникам древнерусского искусства. Первоначально пелена находилась в Софийском соборе и входила в состав драгоценного убора чтимых Богородичных икон. Особенно примечателен тот факт, что пелена с образом великомученицы Екатерины была привешена к древнему списку чудотворной иконы «Богоматерь Тихвинская», который сопровождал русских послов при заключении Столбовского мирного договора со Швецией в 1617 г., затем был привезён в Новгород и установлен для поклонения в центре Софийского собора.

Экспонируемая на выставке икона «Великомученица Екатерина, со сценами жития» XVIII в. принадлежит к тому типу житийного образа, который получил распространение в русском искусстве Нового времени. Сцены Жития святой — «Исповедание веры перед царем», «Колесование», «Усекновение главы» и «Погребение ангелами» — размещены в среднике иконы, вокруг выделенной масштабом фигуры великомученицы Екатерины, предстоящей благословляющему её Христу.

Необычайным почитанием на Руси пользовались целители Косма и Дамиан, названные за бескорыстное врачевание бессребрениками. В Новгороде святые бессребреники Косма и Дамиан чтились не только как врачеватели, бескорыстно исцелявшие «всякий недуг и всякую немощь», но и покровители ремесленников и кузнечного цеха. В новгородском искусстве образы свв. Космы и Дамиана включались в состав избранных святых уже с середины XI столетия. О чрезвычайно широком распространении их культа свидетельствует Опись Новгорода 1617 г., которая фиксирует шесть церквей и четыре придела, посвящённых святым Косме и Дамиану. Примечательно, что один из этих храмов находился на территории княжеской резиденции на Городище в южных окрестностях Новгорода. На экспонируемой иконе XVII в. предстоящие Спасу Нерукотворному бессребреники Косма и Дамиан традиционно изображены с атрибутами святых целителей — сосудами с лекарствами.

Мученики Флор и Лавр изначально почитались в Новгороде как целители-бессребреники. Наиболее ранним подтверждением этой традиции являются их образы в росписи предалтарных столбов собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, исполненной в 1125г. В почитании святых Флора и Лавра на Руси сосуществовали как целительский, так и мученический аспект, кроме того, они чтились как покровители коней и конных воинов. На экспонируемой иконе XIX в. акцентирован мученический аспект их культа — предстоящие благословляющему Христу святые Флор и Лавр изображены с крестами, традиционными атрибутами мучеников.

Спустя несколько десятилетий после принятия христианства на Руси пантеон общехристианских святых расширяется за счёт включения в него первых русских святых — благоверных князей Бориса и Глеба (в крещении — Роман и Давид), сыновей киевского князя Владимира Святославовича. В 1015 г. святые благоверные Борис и Глеб были убиты братом Святополком, который вёл борьбу за киевский княжеский престол. Об особом и раннем почитании святых князей в Новгороде свидетельствует факт строительства в Детинце в 1146 г. деревянного, а в 1167 г. каменного Борисоглебского храма.

В древнерусском искусстве сложились два основных типа парного изображения святых Бориса и Глеба: в ранний период — в рост, в княжеских одеждах, с мученическими крестами и мечами в руках; позднее складывается новая иконография святых князей-страстотерпцев — в образе воинов-всадников. Изображение святых Бориса и Глеба на экспонируемой иконе XIX в. отличается необычными для их иконографии атрибутами — орудиями их мученической кончины: св. Борис представлен с копьём, святой Глеб — с ножом.

В ранний период на Руси устанавливается и почитание святых равноапостольных княгини Ольги (969 г.) и князя Владимира Святославовича (1015 г.), крестителя Руси. Примечательно, что первая церковь, посвящённая святому Владимиру, была возведена в Новгороде в 1311 г., и наиболее ранние изображения св. Владимира сохранились в новгородских росписях — церкви св. Николы на Липне (конец XIII в.) и св. Феодора Стратилата на Ручье (последняя треть XIV в.). В средневековом искусстве образ святого Владимира нередко соединялся с образами его сыновей — святых князей Бориса и Глеба. В памятниках русского искусства Нового времени прослеживается иная традиция — изображение святого князя Владимира, как правило, сопоставляется с образом св. княгини Ольги.

К числу наиболее чтимых русских святых относится князь Александр Невский (1264 г.). После официальной канонизации на Соборе 1547 г. его изображения получили чрезвычайно широкое распространение в памятниках искусства. На протяжении длительного периода существовало два варианта иконографии святого — в княжеских одеждах и в облачении преподобного, поскольку перед кончиной князь Александр Невский принял монашеский постриг. Однако, после указа Синода 1724 г., постановившего писать князя не в облачении преподобного, «а во одеждах великокняжеских», художники изображали св. Александра Невского преимущественно в воинских доспехах и царской мантии, подбитой горностаем.

Наряду со святыми князьями вскоре после принятия христианства на Руси были прославлены основоположники русского монашества — преподобные Антоний и Феодосий Печёрские. Основанная преподобным Антонием в середине XI столетия первая русская обитель — Успенская Киево-Печерская лавра — была на протяжении многих столетий образцом духовного служения. Изображения преподобных Антония и Феодосия в древнерусском искусстве встречаются преимущественно в композиции, в которой они предстоят тронному образу Богоматери с младенцем («Богоматерь Печерская»). В искусстве XIX в. получает распространение новый иконографический извод древней композиции, получивший название «Богоматерь Ярославская — Печерская».

В домонгольский период в разных землях Древней Руси начинается формирование местных пантеонов святых. В Новгороде в это время прославились преподобные Антоний Римлянин (1147 г.) и Варлаам Хутынский (1193 г.?) — основатели древнейших новгородских монастырей; святитель Никита (1108 г.) — выходец из Киево-Печерской лавры, один из первых епископов Новгорода; архиепископ Иоанн-Илия (fll86 г.), при котором в 1170 г. с помощью чудотворной иконы «Богоматерь Знамение» была одержана победа над суздальцами.

Образы прославленных новгородских святых представлены на многочисленных памятниках иконописи и декоративно-прикладного искусства. Особого внимания заслуживает икона второй половины XVIII в., на которой образу Богоматери Знамение — символу небесного покровительства Новгороду — предстоят преподобные Антоний Римлянин и Варлаам Хутынский, олицетворяющие славу новгородской церкви. Образ преподобного Варлаама Хутынского, одного из наиболее почитаемых на Руси новгородских чудотворцев, представлен также на драгоценном напрестольном кресте, согласно надписи, вложенном в Спасо-Преображенский Хутынский монастырь в 1629 г. архимандритом Феодоритом.

Среди экспонируемых на выставке памятников несомненный интерес вызывают образы новгородских святых на фоне основанных ими монастырей. На иконе XIX в. изображена панорама Рождественского Антониева монастыря, одной из древнейших обителей Новгорода, и образ её основателя — преподобного Антония Римлянина, традиционно представленного стоящим на камне, на котором он, по преданию, приплыл из Рима. Примечательной особенностью иконографии памятника является изображение «тростей морских» в левой руке чудотворца — пучков морской травы, привезённых преподобным Антонием и ставших одной из главных реликвий обители.

Особый интерес вызывает также миниатюрная икона XIX в. «Святитель Моисей, архиепископ Новгородский, с изображением Сковородского монастыря». Владыка Моисей традиционно представлен в крестчатых ризах, которые, согласно летописным свидетельствам, он получил в 1353 г. от Константинопольского патриарха как знак особой привилегии. Значительную часть композиции иконы занимает ансамбль основанного архиепископом Моисеем Михайловского Сковородского монастыря, ставшего местом погребения владыки. Памятник является важнейшим изобразительным источником, запечатлевшим облик разрушенной в годы Великой Отечественной войны обители.

На выставке «Яко звезды светлыя озаряюще нас...» представлено восемьдесят произведений иконописи, шитья и декоративно-прикладного искусства XIV — начала XX вв. из собрания Новгородского музея-заповедника. В состав выставки включены разнообразные по иконографии памятники, которые отражают различные аспекты почитания святых. Экспонирование наряду с древнерусскими произведениями памятников XVIII — начала XX вв. подтверждает присущую русской духовной и художественной культуре приверженность древней традиции.

Вернуться к списку

Последние добавления