«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое…» (Рим. 2:9)
«Многими скорбями надлежит нам выйти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).
Скорби и страдания могут поражать и тело, и душу, и дух. Тело они поражают болезнями, голодом, непосильным трудом и скудностью во всём необходимом. Душу они поражают печалью, сердечной тоской, страданием от заключения, от разлуки и т.п. Наконец, дух может страдать от мучений совести, состраданием горю близких, печалью за их грехи и т.д.
Одной из основных причин, посылаемых нам страданий, является наша греховность. В этом случае страдания посылаются нам как средство, противодействующее тому вреду, который приносится душе нашей грехом и наличием в ней страстей и пристрастий.
Страдание за грех есть голос Божий, вразумление грешащему человеку: это удар по руке, творящей беззаконие. По словам святителя Иоанна Златоуста, для христианина имеется три степени для спасения: не грешить; согрешивши, каяться; кто плохо кается, тому теперь находящие скорби.
А кто может сказать, что он кается достаточно усердно? То есть сила покаяния должна быть соразмерна степени греха. В другом случае страдания посылаются не за грех, а чтобы предохранить от греха или направить христианина от лёгкой рассеянной жизни на жизнь сосредоточенную и жизнь в Боге. В таких случаях посылается длительная болезнь, ссылка, заточение и т.п. Это совершенно изменяет жизнь, даёт человеку возможность задуматься о ней.
И третья причина, по словам преподобного Макария Великого, чтобы человек не превозносился, не гордился, Бог «попускает ему быть в непрестанном упражнении и волнении..., чтобы стал смиренным и ревностнее взыскал Бога».
Скорби возвращают всякого грешного блудного сына (или дочь) в Отчий Божий дом. Обычно скорбящие начинают более ревностно каяться в грехах, что-то изменять в своём образе жизни, усиленно молиться.
И тут возникает вопрос:
Неоднократно приходилось быть свидетельницей такого вопроса: «почему некоторые люди результат молитвенного делания получают быстро, а другие ждут долго или же вообще не получают просимое?»
Если хорошо поразмыслить, то придём к пониманию того, что мы, просящие, все очень разные в плане духовного устроения, образа жизни, в деле покаяния и во многом другом. Часто мы этого не замечаем, но хотим получить один и тот же результат. Богу виднее, когда и что подать для нашего же спасения, для нашей пользы.
Протоиерей Владимир Головин выделяет три основные причины, не расходящиеся с поучениями святых отцов:
«Первая причина — непостоянство в молитве. Как-то приехала девушка с претензиями: четыре года назад благословилась молиться о замужестве по акафисту Ангела-Хранителя. А с женихами по-прежнему так же «густо», как с населением в пустыне Сахара — то есть, нет их. «А как молишься?», — просил я ее. «Да так: два раза помолюсь, месяц не молюсь. А если месяц помолюсь, потом полгода не молюсь. Причины: лень, невнимание». «Ну и вот! Господь живой. Обо всём ведает. В Священном Писании сказано: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2).
Вторая причина — внутренняя неготовность человека ценить полученное. Бог даёт тому, кто будет ценить то, о чём просит, и не забудет, у Кого просил. Бывает, что человек не один год молится. Господь даёт просимое, если это полезно просящему, но в наиболее благоприятный для этого период. А может, Бог не даёт тебе, потому что ты сам не разжимаешь руку, чтобы помочь нуждающемуся?
Третья причина — пребывание в смертном грехе. Например, одна «девушка», лет 58-ми, беспокоясь за сына, взялась читать акафист святителю Николаю Чудотворцу. Через четыре месяца спрашивает, почему она молится, результатов никаких: как сын не работал, так и не работает. Я ей: «не может быть, чтобы Господь не слышал мать, молящуюся о ребёнке. Должна быть серьёзная причина. Погоди-ка, ты не замужем?» — «Нет, не замужем». — «Но не одна?» — «Одна! Правда, есть у меня друг. Так… сделает своё дело и уходит. Даже если захочет остаться, я ему говорю: «у тебя есть жена, дети, иди к ним». — «Что значит: сделать своё дело? Тебе же 58 лет. Ты уже должна понимать, какой это грех! Теперь понятно, почему ты, мать, безрезультатно молишься о ребёнке четыре месяца. И ещё будешь 40 месяцев молиться — и всё зря! Оттого что пребываешь в смертном грехе». «Кто отклоняет ухо своё от слушания закона, того и молитва — дерзость» (Притч. 28:9). И ещё: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4:2).
Вот потому и не бывает у всех одинаково. Надо присмотреть всю свою жизнь, припомнить всё, что не по-Божии делали, покаяться. Например, знаю девушку, которая в грубой форме, нетактично, то есть не по-христиански, отказала молодому человеку в дружбе с ним, посмеялась над ним. Сейчас же она молится Ангелу-Хранителю о замужестве. Мы просим милости от Бога, а сами бываем немилостивыми, проявляем гордость в разных формах и не раскаиваемся, не признаём за грех.
Хорошо иметь терпение и неотступность в молитве. Молился Исаак об отъятии бесчадия Ревекки, жены своей, двадцать лет! — И был услышан! Не стыдно ли нам, не следует ли нам закрывать лица свои, видя, как праведник двадцать лет терпит в молитве и не отступает, а мы после первой или второй молитвы часто соскучиваемся и дерзаем держать недовольство на неуслышание?
Будем терпеливо молиться! Путём молитвы душа ясно начинает видеть свои черты, лучше понимает тот путь, какой она прошла, и приходит к ясному сознанию, что сама была поводом разразившихся скорбей.