Православных христиан часто называют слабыми и даже безвольными людьми. Православные встают рано утром, и читают долгие молитвенные правила (часто заставляя себя), «в такую-то рань» концентрируют своё внимание на словах, полных слёз, вместо того, чтобы спокойно наслаждаться завтраком, разглядывая что-нибудь приятное на экране. Потом они идут каждый на свою светскую работу, где продолжая в глазах общества выглядеть слабыми, пытаются (именно только пытаются — учатся) не раздражаться, не отвечать злом на зло. Но коллеги по службе видят эту упорную, «нелепую» борьбу с «естественными» инстинктами и вновь говорят о безволии (нет, чтобы ударом на удар отвечать — вот это сила!). Вечером (иногда поздней ночью) последователи традиций древней Церкви борются со сном и вновь читают молитвы. И часто эта борьба между желанием комфорта и духовной жизнью видна окружающим, которые вновь приговаривают: «Фанатики…»
Православные идут в храмы, где часами, стоят на ногах. Вот же, казалось бы, «нирваны» и «единения с высшим разумом» достигнуть можно и сидя, и даже лёжа (как учат иные, «более удобные» религии). Но православные продолжают упорно, иногда — с болью в ногах, стоять… перед Богом. В течение службы православные напрягают слух, чтобы не упустить ткань древнего и довольно сложного богослужения. И вновь сторонний наблюдатель видит это нелогичное, вроде, как и ненужное напряжение. Ритмы жизни нынче не те, что были в первые века христианства. И, допустим, протестант, привыкший к эмоциональным своим службам под современную бодрую музыку, вряд ли поймёт и примет ту степень настоящей свободы, которую пытается достигнуть православный христианин, всеми силами вырывающийся из «приятных» объятий «современного» мира.
А ещё православные христиане слушают своих священников… «Хотя они-то — священники эти — они сами те ещё грешники!» — веско добавит неверующий или верующий «как-то иначе». Но как такому человеку рассказать о силе смирения, терпения и послушания (а ты попробуй однажды не разозлись, не испачкайся в злобе, и увидишь, как через некоторое время светлее станет на душе)? Как объяснить мудрость Божию, по которой Он ради нашего же спасения наделил церковной властью не ангелов во плоти, а обычных людей (ведь безгрешные ангелы, наверное, даже и понять не смогли бы того почему мы вообще грешим)? Как человеку, привыкшему критиковать чужие слабости, открыть глаза на свои недостатки — открыть по-настоящему — так, чтобы слёзы о своих недостатках эти глаза заполнили, и человек, уже не видя (из-за слёз) окружающего мира, смог с сердечным вздохом сказать: «Я первый из грешников»? Как объяснить тот факт, что одна такая слеза покаяния дороже и весомее перед Богом, чем все наши житейские успехи и поиски (как нам кажется) справедливости?
Итак, православных христиан называют слабыми людьми. И, на первый, взгляд обвинители правы. Но для массового сознания сопротивление соблазнам и страстям всегда будет слабостью. Нам всем ведь не нравится злоба, зависть и тому подобное. Нам всем хочется, чтобы нас окружали хорошие люди. Но для этого самим нужно стать лучше. А вот для этого уже нужно усилие — усилие не совершить зло (о том, как это трудно — нечего и говорить). Но именно такое усилие прикладывает ежедневно православный христианин. Для чего же?
Это сродни тому, как Сын Божий Иисус Христос добровольно берёт в руки тяжёлый крест, несёт его к месту Своей казни и не отвечает на удары конвоя. Можно представить, каким жалким и слабым выглядел Господь в это время (а в наше время — тем более) — как, может быть, смеялись над Ним иные прохожие. Однако эта «слабость» Божия обернулась тем, что Христос воскрес из мёртвых. И с этого дня каждый человек получил для себя возможность разрушить безрадостную схему «рождение-жизнь-смерть-гниение», заменив вечную смерть вечной жизнью в Небесном Царствии добра и любви. О том, что это не сказки могут рассказать и нынешние православные христиане, старающиеся жить духовной жизнью в наше непростое время. Для этого нужно только идти за Богом — по Его дороге терпения, прощения и любви (даже если любить, как нам часто кажется, невозможно). И Православная Церковь со всеми видимыми своими сложностями, аскетичным образом жизни, и бескомпромиссным отношением к сиюминутным веяниям мира, как раз и воспитывает в человеке силу к сопротивлению злу. Цена этому, как уже говорилось выше, — победа над смертью.
А для тех, кто сомневается, Господь сказал однажды: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 17, 33).