Публикации

Проповедь митрополита Феофана в день памяти апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе Казани

  Количество просмотров

12 июля 2016 года, в день празднования памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Петропавловском соборе города Казани. После чтения уставного Евангельского зачала (Мф. 16:13-19) правящий архиерей обратился к молящимся с проповедью, посвященной служению первоверховных апостолов.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы с вами празднуем память первоверховных апостолов Петра и Павла. Почему из всех апостолов именно их называют «первоверховными»? Потому что Пётр и Павел были наиболее активными и твёрдыми последователями Иисуса Христа, хотя и другие апостолы также несли весть о Спасителе.

Два человека: простой рыбак Пётр, неученый, женатый, имевший тещу, о которой заботился и которую исцелил Господь, и Павел — иудей, человек с юности книжный, учёный, девственник. Очень разные натуры.

Чем проявил себя Пётр? Своей верностью, пылкостью в служении Христу. Неслучайно мы слышали сегодня Евангелие, где говориться, что на вопрос Христа к апостолам, кем они Его считают, Пётр с твердостью ответил: «Ты — Сын Божий». И Господь говорит: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». А ведь Он Сам — Господь Иисус Христос. Значит, Божий совет определил Петру особое значение в Церкви: «ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».

Мы знаем о разных моментах из жизни Петра. Он исповедует Христа Сыном Божиим, всегда следует за Ним, оставив свою семью, свое ремесло… В Гефсиманском саду, когда воины забирают Христа, пылкий Пётр выхватил нож и отсек ухо у одного из пришедших рабов.

Перед этим на Тайной вечери в Сионской горнице Пётр говорит, что если бы даже ему пришлось умереть, то и тогда он не оставил бы Господа. Но через очень короткое время во дворе первосвященника Каиафы он трижды отрекается от Христа, после чего горько плачет. Затем Пётр твердо проповедует Христа среди своих соплеменников. Везде он встречает сопротивление и гонения, поругание. Его отправляют в Рим, где осуждают на смерть. И когда его хотели распять на кресте, он попросил распять его вниз головой, ибо считал себя недостойным быть распятым как Христос. Здесь же, по Преданию, пострадала и его жена, которая также не отреклась от Христа.

У Павла был совсем иной путь. Это ученый, книжник, воспитанный в знании иудейских законов. Для него было естественным принять точку зрения иудейских вождей, что Христос — не Мессия. Он считает, что Иисус из Назарета был распят справедливо, а его последователей надо гнать и убивать, как еретиков. Павел — тогда ещё его звали Савл — активно участвует в преследовании христиан в Иерусалиме и его окрестностях. Когда же до него доходит слух, что христиане появились в Дамаске, то он идет в Дамаск, чтобы отыскивать христиан и отдавать их в руки мучителей.

Но Бог видит иное. По дороге происходит чудо и Савл, который станет Павлом, ослепший, исполняет волю явившегося ему Христа, идёт в Дамаск и принимает крещение. Он начинает проповедовать Христа. Иудеи ищут убить своего бывшего соратника, но добрые люди помогают Павлу избежать смерти. Он покидает Палестину, идёт проповедовать к язычникам. Везде, где он был, организуются христианские общины. А позже в Риме ему выносят вердикт — смерть. Поскольку он римский гражданин, его казнят не через позорное распятие на кресте, а через отсечение головы.

О жизни этих апостолов написаны огромные тома. Как сложны пути их жизни, как различны их натуры! Такими Бог создал всех нас, ведь каждый из нас — образ Божий, каждый наделен особыми дарами, неповторимыми качествами. Но у всех нас общее призвание служения Богу. И в нынешнее время мы призваны быть и Павлами, и Савлами, и Симонами, и Петрами, и Филиппами, чтобы нести Слово Божие…

Мы должны взглянуть на свою жизнь, прочитать сердечные помыслы, сравнить себя с апостолами и подумать: так ли у нас или же наоборот? Живем ли мы теми нормами, которые оставил Христос, нормами, за которые Он был распят, а множество святых стали мучениками? Не предавали ли мы Христа из-за боязни некоей рабыни, наших близких или дальних? Есть ли в нас твердость Петра, который после своего отступничества на протяжении остальной жизни следовал за Христом до самой смерти?

Эти уроки мы для себя должны вынести сегодня. Будем стяжать и Петрову твердость, и Павлово усердие, и тогда станем сопричастны радости общения с Богом, которых достигли святые апостолы. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления