Публикации

Казанское чудо

  Количество просмотров

Обретение Казанской иконы Божией Матери, ее прославление имеет важнейшее значение для России и всего православного мира. В 1612 году со знамением Казанской иконы войско народного ополчения освободило страну от иноверцев, восстановив державность, объединив земли русские. В наше время произошло чудо второго обретения святыни. С момента похищения чудотворного образа из Казанского Богородицкого монастыря до возвращения одного из древнейших списков прошел целый век: в 1904 году совершено святотатство, в 2005 году Казанская икона Матери Божией была передана верующим.

Развитие межрелигиозного диалога является одним из приоритетных направлений внутренней политики Татарстана.

Делом первостепенной важности для всех нас должно стать восстановление собора на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Безо всякого преувеличения можно сказать, что это задача общенационального масштаба, вокруг которой должны объединиться все, кто переживает за судьбу нашего Отечества.

Указ о восстановлении этого величественного храма подписан 4 ноября, в День народного единства. При этом Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов сказал: «Основными приоритетами Татарстана являются поддержка и развитие языков, культур и традиций всех народов, населяющих республику. Межнациональные и межрелигиозные мир и согласие — высшие ценности. Уверен, что реализация таких важных проектов станет заметным шагом в укреплении единства народов нашей страны».

Торжественная закладка Казанского собора состоялась 21 июля 2016 года, в день явления Казанской иконы Божией Матери.

...Место обретения Казанской иконы Божией Матери стало святым для многих поколений россиян не только русских людей, но и представителей всех национальностей. Казанский Богородицкий монастырь сегодня, как и многие десятилетия назад, — один из крупнейших в Казанской епархии. Православный народ продолжает чтить Казанскую икону, с великой радостью устремляются люди к месту обретения святыни. Как и раньше, святая обитель принимает тысячи паломников.

Святой образ Божией Матери, обретенный в XVI веке в России, особо почитается во всем христианском мире. Вплоть до революции на Руси эта святая икона находилась в каждом доме — от крестьянской избы до царских палат. Сегодня она словно вернулась к нам и вновь открыта для смиренной молитвы в каждом православном храме, в каждой верующей семье.

Богородица через Свой чудотворный образ надежно охраняла Российскую державу, во многом изменив нашу историю. Казанская икона — один из немногих образов Богородицы, который знает каждый христианин. Став «стеной нерушимой» для Русской Церкви и государства, она служила связующим звеном для всех русских людей. Казанская Богородичная икона исцеляет телесно и врачует духовно, спасает от горести и бед. Ею благословляют к венцу молодых и молятся о семейном благополучии.

В разных уголках мира ее чудотворные и чтимые списки носят разные имена: на Востоке это икона Суфании, а в США на Аляске — Ситкинская, и даже в России известны десятки ее копий, имеющие свои собственные названия. Многие списки имеют свои чудесные истории, свои традиции прославления, но все они — словно части единого целого, единой славной летописи. До сих пор не написана полная история ее прославления, да и вряд ли это возможно, ведь многие подробности чудес уже сокрыты временем и массивными напластованиями поздних легенд. Хотя что-то из исторических событий еще возможно восстановить...

«...Было же так. В год 1579 при державе благочестивого и христолюбивого благоверного Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича, всея Руси Самодержца, при его благородных царевичах князе Иване Ивановиче и князе Феодоре Ивановиче и при Архиепископе Казанском Иеремии месяца Июня в 23 день в память святой мученицы Агриппины был пожар в новопросвещенном граде Казани».

Так начинается описание чуда явления Пресвятой Богородицы и обретения святой иконы в рукописи знаменитого «Сказания о явлении Казанской иконы Божией Матери» священномученика Гермогена (Ермогена), Патриарха Московского и всея Руси.

Будущий патриарх промыслом Божиим стал непосредственным участником описываемых событий: «Я же, недостойный, предпосылающий слово сие, будучи самовидцем, как и какими чудесными благотворениями явили Бог и Богородица от земных недр чудотворный Свой Образ...». Рассказ свидетеля обретения Казанской иконы Пресвятой Богородицы для нас, потомков, многократно усиливает ценность «Сказания...».

В июне 1579 года пожар действительно разразился страшный — посадская Казань почти полностью сгорела. Катастрофа стала очередным испытанием для жителей города: «Язычников же неверных во граде много было, и вер много было; источника же целебного во граде не было тогда. А иноязычные, неверием одержимые, в сердцах своих уничижали нас, не ведая Божией милости и силы». В эту пору Богоматери и угодно было прославить Свою икону для укрепления духа горожан. Святой образ, обретенный в Казани, воистину стал «источником целебным», и не только для казанцев. Суждено было чудотворной иконе прославиться и стать Заступницей Усердной для России и всего мира.

«Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен отходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению», — говорит Святая Церковь.

«... После пожара в том же году и месяце» явилась Божия Матерь и показала Свой образ в виде Своей иконы казанской девочке Матроне. Нам известно из истории Церкви, что многие святые подвижники удостаивались видимых посещений и явлений Божией Матери. Страницы церковной истории насыщены дивными свидетельствами чрезвычайной близости Божией Матери к верующим во Христа. За двадцать веков существования на земле христианской Церкви православная историческая наука засвидетельствовала множество случаев явления Богородицы подвижникам благочестия — наяву или во сне. Явления Божией Матери христианам имели целью воодушевить их на подвиги благочестия, утешить в скорбях и научить верным путям спасения. Царица Неба и земли является нам для того, чтобы передать послания Бога, наставить на путь вечного блаженства и мира.

Кто же в Казани стал избранником святой воли? По свидетельству очевидца, Богородица не показала «чудный Свой образ» «ни святителю града, ни начальнику властей, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу», а явилась простой десятилетней девочке.

Явилась Богоматерь отроковице в виде иконы и изрекла ей, что именно этот Ее пресветлый лик сокрыт в земле. Богородица велела девочке пойти во град и поведать о том, что она видела, «чтобы они, придя, извлекли бы образ Пречистой Богородицы от земных недр».

Девочка же «была юной и не понимала повеления» и лишь какое-то время спустя поведала об этом матери. Матушка, в свою очередь, как женщина простая и занятая домашними хлопотами, либо не вникла в рассказ дочери, либо же попросту не поняла смысла рассказанного. Тогда икона еще раз явилась девочке. Матрона вновь поведала матери о чудесном явлении и с того времени уже не переставала повторять о видении, которое занимало теперь всю ее душу.

Ведь просила ее Матерь Божия оставить все сомнения, возлагая на нее важную миссию. Но, увы, по-прежнему мать оставила без внимания слова дочери.

...Так описывает события исторического дня — 21 июля 1579 года — святитель Гермоген:

«Однажды случилось девице той спать в полдень, и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая икона Богородицы страшным огненным образом, испуская поразительные и огненно-пресветлые лучи, так, что ей казалось, будто эти сияющие от иконы пресветлые лучи сожгут ее. И был устрашающий голос от образа, сказавший девице: «Если не поведаешь о словах Моих и не пойдешь взять от земных недр Мой образ... ты... будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей». Девочка помертвела от страха, а очнувшись, рассказала обо всем матери, показала ей место явления и слезно стала молить ее пойти к архиепископу, правителям города и поведать о видениях и сокрытой иконе.

Мать с дочерью побежали в Казанский Кремль, к воеводе Богдану Сабурову, к дьякам Михаилу Битяговскому и Василию Шулепину. Девочка подробно поведала правителям древнего города о явлении Богоматери, пересказала все, что говорила ей Владычица, и указала место, где хранится икона.

Но воеводы не только не поверили сказанному, но, кажется, даже посмеялись над ними. Мать и дочь вышли от них со слезами и отправились к Казанскому архиепископу Иеремии, бывшему архимандриту Казанского Спасо-Преображенского монастыря. К несчастью, архиепископ также не поверил рассказчице.

Возвратившись домой, Матрона и ее мать не отчаялись, напротив, решили действовать: они стали рассказывать соседям, всем казанцам о чудесном явлении Божией Матери и о чудной иконе. Народ удивлялся их речам, но, послушав и подивившись, расходился. Тогда женщина взяла заступ и сама начала рыть землю в указанном дочерью месте. Она долго копала, не находя искомого, и вскоре к ней присоединились и другие, изрыли все указанное место, но ничего не нашли. Тогда Матрона «...сама начала копать на месте, где была печь, также и другие с нею, и, выкопав немногим более двух локтей (около 1,1 м), о чудо, явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрии вместе с Предвечным Младенцем Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом!».

Икона была найдена именно на том месте, куда и указывала Матроне Богородица. Место это заветное располагалось недалеко от древнего городского Кремля.

По одной из версий, дошедших до наших дней благодаря дореволюционному исследователю истории чудотворной иконы профессору Казанской духовной академии Г.З. Елисееву, сокрыть ее в земле могли во времена Казанского ханства. Летописец Гермоген не задается вопросом, как икона попала под землю. В ханские времена в Казани жило много русских людей. Это были пленники, захваченные во время войн, служившие при дворах ханских вельмож. Таким домашним слугой, например, был мученик Иоанн Казанский, слуга «царева дядьки» Али-Шукура. В мирные времена в Казани жили также свободные русские люди: торговцы и ремесленники. Вероятно, кто-то из них спрятал икону, укрывая святыню во время пожара или при каких-то других трагических обстоятельствах.

Истинное значение обретения чудотворной иконы, вероятно, еще будет осмыслено. Каждое поколение россиян вкладывает в Божественное чудо свой смысл. Глубину же этого события, возможно, мы и поныне по достоинству еще не оценили. Но даже сам ход удивительных событий, произошедших летом 1579 года в Казани, похож на притчу, повествующую о том, сколь многое зависит от простой, искренней веры, о силе, которой наделен человек. Власть имущие оказались равнодушны, но простые люди с горячим, открытым сердцем, поверившие в чудо, пошедшие за девочкой и выполнившие веление Богородицы, были вознаграждены. Ибо «по вере вашей и дастся вам».

Вернуться к списку

Последние добавления