Многоуважаемые участники и гости конференции!
Дорогие братья и сестры!
Нам с вами выпала честь стать свидетелями и участниками события огромного духовного значения: завтра во граде Казани на месте явления чудотворной иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл освятит закладной камень, который будет положен в основание воссоздаваемого Казанского собора! Воссоздание этого соборного храма – не просто акт восстановления исторической справедливости, ибо он будет возрождаться не как музей, а как место молитвы и паломничества многих тысяч верующих. Без преувеличения можно сказать, что возрождение этой святыни должно указать новый вектор развития всему нашему обществу, восстановить в душах наших сограждан вековые принципы мирной и справедливой жизни, которая должна протекать по словам церковного богослужения во всяком благочестии и чистоте.
Казанская икона Пресвятой Богородицы, почитаемая не только православными христианами, но и верующими иных конфессий, по праву может считаться символом российской цивилизации, в рамках которой мирно сосуществуют и гармонично взаимодействуют последователи различных этнокультурных и религиозных традиций. Благодаря этой иконе Казань стала известна во всем мире, и у миллионов верующих по всей земле наш город ассоциируется, в первую очередь, именно с этой святыней.
Неслучайно Пресвятая Богородица Мария, Которой, несомненно, открыты судьбы всего мира, выбрала местом явления Своей иконы город Казань. И в конце XVI столетия, когда чудотворная икона была обретена, и сейчас, в ХХI веке, наш город является местом встречи двух мировых религий – христианства и ислама. Очевидно, что от Матери Божией не было сокрыто и то, что на определенном этапе развития человечества многое будет зависеть от того, сумеют ли христиане и мусульмане мирно жить в рамках одной общественной системы, сумеют ли они наладить плодотворный диалог и конструктивное взаимодействие – ведь именно последователи этих двух мировых религий являются на сегодняшний день основной движущей силой развития человечества.
Хорошо зная немощи человеческой природы и ограниченность человеческого ума, Пресвятая Богородица Сама выступает посредницей между людьми разных национальностей и вероисповеданий, посылая им в знак примирения и согласия Свою святую икону, с которой вместе со Своим Сыном Она обращает к нам Свой кроткий и милующий взор. И в подтверждение того, что милость Богоматери не оставляет нас и поныне, несмотря на то, что явленная икона считается утраченной, от ее списков и по сей день происходит множество чудотворений и исцелений.
Но в чем заключается суть послания Божией Матери грешному человеческому роду? Почему через свои святые иконы Она не перестает подавать Свою благодатную помощь всем с верою прибегающим к ней? Явлением Своей иконы и многочисленными чудотворениями, происходившими некогда от нее, а ныне происходящими от ее многочисленных списков, Пресвятая Богородица, в первую очередь, дает нам пример исполнения заповеди Божией блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5:9).
Сегодня, в весьма непростой исторический момент для России и для всего мира к нам вновь приходит на помощь Матерь Божия, которая именуется Царицей Неба и Земли, и устраивает обстоятельства нашей земной жизни таким образом, что в ответ на чаяния многих миллионов православных верующих не только Татарстана и России, но и всего мира, президент Татарстана Р.Н. Минниханов принимает историческое решение о воссоздании в Казанско-Богородицком монастыре собора в честь явления Ее чудотворного образа. Символично, что это решение нашло свое отражение в указе президента, подписанном в День примирения и согласия – 4 ноября 2015 года.
Неслучайно Пресвятая Богородица сподвигает нас сегодня к возрождению этой святыни и призывает нас обратиться к Своему Божественному Сыну за помощью и вразумлением. Ведь именно вокруг возрождения святыни может сплотиться и объединиться наше общество. Воссоздание видимой материальной святыни – Казанского собора, несомненно, будет способствовать и возрождению в душах людей святыни веры, на благодатной почве которой со временем смогут взойти и ростки подлинно нравственных поступков, семена ответственности и долга.
Всем нам пора уже избавиться от иллюзорных представлений о том, что только экономический рост и увеличение благосостояния станут панацеей от бед, сотрясающих наше общество, и принесут людям вожделенный мир и благополучие. К сожалению, христианская аскетика говорит об обратном: человек устроен так, что никакой, даже самый высокий рост потребления никогда не удовлетворит все его желания, а лучше сказать похотения, потому что эти похотения растут гораздо быстрее любой, самой эффективной экономики. Нужно противопоставить господствующим ныне принципам неограниченного потребления идеалы добровольного и сознательного самоограничения, социальной аскезы, которая может духовно оздоровить общество. Но это невозможно сделать без высоких духовных идеалов, имеющих религиозную основу.
В связи с закладкой Казанского собора нетрудно предвидеть вопрос: как сможет способствовать строительство православного храма консолидации общества в Татарстане, где примерно в равном соотношении проживают православные и мусульмане? На этот вопрос хотелось бы ответить поподробнее.
Мы строим сегодня гражданское общество, которое основывается на принципах общественного договора. В основе этого договора лежит общее понимание базовых ценностей, которые по умолчанию должны разделять все члены общества вне зависимости от своей религиозной и национальной принадлежности. Эти ценности еще называют общечеловеческими, и – нравится это кому-то или нет – все они восходят к учению мировых религий. Нравственные ценности есть не что иное, как проекция вероучения мировых религий в общественную и частную жизнь.
Хотя среди богословов и идет дискуссия относительно того, какие ценности следует считать общечеловеческими, а какие нет, все-таки можно указать на ряд базовых принципов, без которых невозможно нормальное функционирование общества, не говоря уже о его развитии. Это такие фундаментальные принципы, как уважение к священному дару жизни, любовь к своему отечеству, равенство прав людей разных национальностей и религиозных взглядов, а также их ответственность за свою страну и семью, понимание семьи как союза мужчины и женщины, солидарность и взаимовыручка, способность к самопожертвованию и состраданию.
Следует признать, что наше общество сегодня испытывает большой недостаток этих ценностей, что существует большой общественный запрос на их воспроизводство и распространение. Одновременно с этим те ценности, которые я перечислил выше и которые мы еще именуем традиционными, сегодня проходят самую серьезную проверку на прочность. К сожалению, силы, не заинтересованные в гармоничном развитии и процветании российского общества, пытаются подвергнуть ревизии жизненные принципы, на которых испокон веков строили свою жизнь народы нашей страны, и навязать нашим гражданам под видом так называемых прогрессивных взглядов совершенно неприемлемые ценностные установки.
Это говорит о том, что сегодня наше общество продолжает оставаться на перепутье, на которое оно было вынесено бушующими волнами ХХ столетия. Процесс определения вектора общественного развития не завершен и вокруг этого процесса разгорается нешуточная борьба. Вполне очевидно, что от того, какие ориентиры изберет для себя наше общество и будет зависеть его будущее. Но если эти ориентиры не будут опираться на фундамент традиционных духовно-нравственных ценностей, общество рискует утратить основы своего бытия и подвергнуться распаду, а это в свою очередь грозит и крахом государственности.
Для светского гражданского общества, в котором религиозный выбор отнесен к сфере частной жизни, важным является не столько то или иное вероучение, сколько те принципы и ценности, которые базируются на этом вероучении, вытекают из него. Можно с большой долей уверенности сказать, что те ценности, о которых было сказано выше, в значительной степени разделяют все традиционные религии России.
К счастью – по по крайней мере пока – ни у кого не вызывает вопросов, что общество в своем развитии должно опираться на нравственные ценности. Все мы едины в праведном гневе и негодовании, когда слышим о бесчеловечных терактах, которые совершаются сегодня с ужасающей регулярностью в разных концах мира: в России и США, Ираке и Турции, Франции и Сирии. Однако порой приходится слышать недоумения: как может повлиять восстановление святынь на утверждение нравственных ценностей в обществе? Каким образом соотносятся духовность и нравственность, есть ли вообще между ними связь?
Приведу один пример из современный жизни – думаю, хорошо известный многим из Вас. Он наглядно показывает, что реакция разных членов общества на тот или иной резонансный поступок может быть далеко неоднозначной.
Как наверняка хорошо известно многим из Вас, совсем недавно после провала сборной России на чемпионате Европы по футболу, двое игроков нашей сборной устроили вечеринку в одном из ресторанов на Лазурном берегу, где под гимн России распивали шампанское и курили кальян. Это вызвало бурю негодования в обществе, большинство отзывов на это событие было резко отрицательным, однако нашлись и такие, кто попытался оправдать футболистов. Так, один из комментаторов этого события указал на то, что футболисты честно заработали свои деньги, заплатили налоги и могут спокойно праздновать так, как им хочется. Характерна и реакция самих футболистов – их позиции тоже разделились: один из них все же нашел в себе силы извиниться перед болельщиками за свое поведение, а другой отказался это сделать, сказав, что ему не в чем извиняться.
Заметим, что чисто формально и отказавшийся извиняться футболист, и комментатор, который его поддержал, с точки зрения той морали, которая навязывается нашему обществу, были правы. Футболисты устроили праздник на свои деньги, и имели полное право отмечать пусть даже и проигрыш в чемпионате – никакого закона они тем самым не нарушили. Однако всем, кто не утратил нравственного чувства, очевидно, что эти люди – может быть, по неведению – нарушили неписанный нравственный закон, который гласит, что если ты не защитил честь родины, честь своей семьи, не оправдал ожидания тех людей, которые надеялись на тебя, то ты тем самым уронил и собственную честь и достоинство. А это уже повод не для веселья, а для слез и покаяния, если, конечно, человек, понимает, что это такое.
Я привел этот пример для того, чтобы показать, что в сфере нравственности сегодня царит полный релятивизм, относительность представлений о границах допустимого и неприемлемого в моральном отношении. Ведь если общество утратило нравственные ценности, которые когда-от его объединяли, и при этом не выработало новых – единых и общеобязательных для всех, то что же ждать того, что члены этого общества будут трудиться в соответствии с высокими моральными принципами или, проще говоря, на совесть: что политики будут отстаивать права своих избирателей, что военные «не щадя живота» своего сражаться на поле боя, что спортсмены будут биться из последних сил на соревнованиях за честь родной страны, а граждане будут законопослушными исполнителями государственных законов? Если из общественного пространства ушло понятие совесть, которое является основой нравственного достоинства человека, то как можно ждать, что кто-то будет трудиться на совесть и жить по совести?
Но в этой связи возникает закономерный вопрос: где должны воспитываться эти качества, кто и как их должен воспитывать? Готов выразить убеждение, что очагами воспитания граждан, ориентированных на воплощение в своей жизни высоких моральных принципов, должны стать, в первую очередь, общины традиционных конфессий, религиозные школы и семьи. Ведь если выбор веры является частным делом гражданина, то исповедание веры напрямую затрагивает интересы общества, поскольку основным субъектом религиозной жизни является религиозная община. Убежден, что именно религиозная община как наиболее пассионарная, если использовать термин Л.Н. Гумилева, в духовном отношении часть общества и должна стать его нравственным локомотивом.
А как же быть со светской моралью? – спросят, возможно, многие. Неужели все неверующие люди являются безнравственными? Считаю, что на этот вопрос дал ответ опыт советского периода. Люди более старшего поколения помнят, что в советские годы основой для оценки нравственности поступков советских людей был так называемый моральный кодекс строителя коммунизма. Содержание этого кодекса по сути составляла нравственная система христианства, но без его духовной основы, то есть без веры и духовности.
Как мы все хорошо знаем, эта система просуществовала недолго. На смену энтузиастам двадцатых, тридцатых и сороковых годов, неутомимым строителям «светлого будущего» – людям, которые создавали промышленность, развивали науку и образование, ставшее лучшим в мире, наконец, победили фашизм в кровопролитной войне, пришли те, кто сначала исподволь, а потом вполне открыто приняли для себя совсем другие идеалы, а именно идеалы общества потребления, не хотели ничем жертвовать и в конце концов фактически сдали без боя все завоевания советской эпохи. В политическом плане, как известно, это привело к распаду мощнейшей державы – Советского Союза, который потерпел поражение в Холодной войне – новом виде противостояния, при котором военные действия ведутся не на географических пространствах, а в сознании людей. А главным средством ведения боевых действий становится идеологическое оружие. Этот пример из нашей недавней истории ясно показывает, что нравственность без опоры духовность не может быть прочной основой общества.
Советский опыт внедрения светской морали показал, что при столкновении с серьезными вызовами этот тип морали, как правило, не выдерживает испытания на прочность. В конечном итоге, когда человек оказывается в ситуации внутреннего нравственного выбора и не испытывает какого-либо внешнего воздействия, конечным принципом для принятия решения является именно религиозная мотивация: это грешно, Бог не велит, я нарушаю заповедь Божию. А если ее нет, то нет и сдерживающего фактора. В общем, как писал Достоевский, «если Бога нет, то все позволено».
Апостол Иаков в своем послании говорит, что вера без дел мертва (Иак. 2:17). Но очевидно, что справедливо и обратное: нравственные принципы и ценности, которые согласно христианскому учению являются делами веры или проявлением веры в частной и общественной жизни, без духовной опоры не могут долго существовать.
В заключение несколько слов хотелось бы сказать по поводу широко распространенного тезиса о том, что религии не объединяют, а разделяют людей. В этой связи можно заметить, что если бы не было мировых религий с их мощным призывом к объединению вокруг нравственных ценностей, человечество, очевидно, давно бы уже перестало существовать. Сегодня мы наблюдаем ужасающую картину, когда в большинстве стран некогда христианской Европы стали сознательно вытеснять религию на обочину не только общественной, но и частной жизни. В результате этого процесса европейцы столкнулась с невиданными по масштабу своих последствий вызовами. Стремление устроить в отдельно взятой части света земной рай обернулось водворением там настоящего ада с разгулом терроризма, многократным увеличением роста преступности, насилием над личностью, попранием человеческого достоинства. Невооруженным глазом видно, что все это следствия полного забвения и сознательного отвержения богозаповеданных нравственных ценностей.
Действительно, мировые религии расходятся по многим вопросам вероучения, но они едины в утверждении нравственных ценностей, благодаря которым только и может сохраняться и развиваться человеческое общество. Следует признать и осознать тот факт, что именно в руках последователей этих религий – в первую очередь, христианства им мусульманства – на сегодняшний день находятся судьбы мировой цивилизации. Вот почему так важен консенсус мировых религий в построении гражданского общества. И явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани – исторически многонациональном и многоконфессиональном городе, указывает на его особое значение как места добрососедского и мирного проживания последователей различных конфессий, в первую очередь, христианства и ислама. Весьма отрадно сознавать, что Татарстан являет России и миру добрый пример такого межконфессионального консенсуса, в основе которого лежит объединение усилий последователей традиционных религий в деле строительства гражданского общества на основе общих моральных ценностей и установок.
Сегодня мы сделали первый шаг на пути осмысления глубокого духовного значения событий, связанных с явлением иконы Божией Матери в Казани – с постройкой храмов, посвященных Казанской иконе, с распространением почитания этого образа в России и в мире, с ее таинственным исчезновением в 1904 году, с разрушением в 1932 году собора, построенного на месте ее явления, и наконец с его воссозданием, начало которому было положено теперь уже историческим указом Президента Татарстана от 4 ноября 2015 года.
Не сомневаюсь, что конференция, итоги которой мы сегодня подводим, внесла немалый вклад в изучение этих важных событий российской и мировой истории. Но это осмысление не должно ограничиваться чисто научной, богословской рефлексией. Оно должно стать импульсом для совместных действий по построению такого общества, члены которого были бы мотивированы на воплощение в своей жизни тех высоких нравственных принципов, воплощение которые мы видим как в земной жизни Пресвятой Богородицы Марии, так и в Ее многочисленных благодеяниях, которые она оказывает грешному роду человеческому и поныне.
Воссоздаваемый ныне Казанский собор именовался некогда ковчегом всероссийской святыни – Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которая ныне считается утраченной. Но мы с Вами должны осознавать, что даже если сама первоявленная икона по неведомому промыслу Божию ныне отнята от нас, это не означает, что строительство собора не имеет под собой духовного основания. Ведь святыня – это, в первую очередь, духовное понятие, хотя, как в случае с чудотворной иконой, иногда она может иметь и материальное воплощение.
Поэтому и чудесное явление иконы, и ее таинственное исчезновение, и воссоздание величественного Казанского собора, свидетелями которого мы ныне являемся, мы должны воспринимать как знамения свыше, которые дарованы нам для того, чтобы в наших душах воссияла святыня веры и благочестия, праведности и добродетели, добра и мира, согласия и прощения. Это и будет самой прочной духовной основой и для строительства соборного храма, и для развития нашего общества.