В день празднования явления Казанской иконы Божией Матери столица Татарстана собрала верующих из разных уголков земного шара. О том, как возвращали в Россию Ватиканский список Казанской иконы Богородицы, снял фильм Джермано Марани — профессор Папского Восточного института, профессор Папского Григорианского университета, консультант Ватиканской комиссии по канонизации святых. Отец Джермано уже почти 20 лет состоит в коллегии «Руссикум» и 13 лет занимается канонизацией доктора Федора Петровича Гааза — немца, жившего в Москве во времена святителя Филарета (Дроздова).
— Отец Джермано, расскажите, как так получилось, что Ваша деятельность довольно тесно связана с Россией?
— Ещё когда я был ребенком, отец подарил мне диск со сказками. Как оказалось — все сказки были русскими. Затем я встретил на своем жизненном пути католических священников, которые помогли мне углубить знания о странах Восточной Европы, в том числе и о России. Я помню это замечательное время — время многих книг и встреч. Особенно запомнилась одна женщина из Парижа, которая познакомила меня с русской диаспорой, с христианским Средним Востоком, с преподавателями Свято-Сергиевского православного богословского института, это стало для меня настоящим открытием. В конце концов, когда я стал монахом-иезуитом, то меня благословили работать с русскими и украинскими студентами, хотя специально я об этом не просил. Так я познакомился и с языком, и с культурой. И вот уже почти 20 лет служу в коллегии «Руссикум», где живут студенты из Украины, Сербии, Румынии, России, Грузии и других стран.
— Уже много лет Вы занимаетесь изучением жизни и наследия доктора Гааза. Первая «встреча» с ним произошла в России?
— В 2003 году из Кельна мне поступило предложение перевести с русского на итальянский язык некоторые книги, касающиеся жизни доктора Гааза. С тех пор я и занимаюсь этой работой. А в 2014 году архиепископ Паоло Пецци назначил меня постулатором по вопросу канонизации доктора Гааза.
— Существует распространенное мнение, что доктор считал себя русским. Что Вы думаете по этому поводу?
— На мой взгляд, это спорное мнение. Да, он любил Россию, однако он также никогда не забывал о том, что он немец, что он католик. Он был открытым человеком. Для него, как и для меня, было куда важнее ощущать себя личностью. Неважно, немец ты или русский — главное, быть человеком. А в Боге, как говорится, ничего хорошего не потеряется.
— А что значит быть русским?
— Это сложный для меня вопрос, потому что я итальянец, а не русский. На мой взгляд, быть русским — это быть укорененным во Христе. Для меня Россия — это Иисус Христос, это те христиане, с которыми я здесь общался, русские святые, русские Литургии, русское искусство и русская литература. Алеша, старец Зосима из «Братьев Карамазовых», фильмы Тарковского. Может быть, это слишком просто, но это так.
— Отец Джермано, Христос призывает нас всегда радоваться. Как думаете, в чем радость русского человека?
— Всегда радоваться? Это неправда! Монах должен быть грустным, он должен всегда думать о смерти. Но если говорить серьезно, могу повторить то, что уже сказал: радость русского человека в том, чтобы встретить Христа. Пасхальная радость — это не только дар, но и подвиг любви. Именно в этом открытии Христа, в этом подвиге и есть радость. Христос призывает нас радоваться именно в этом смысле.
— А в чем радость Европы?
— Тоже в Христе. Поэтому мы должны друг с другом общаться, должны вместе открывать Христа. У нас с вами очень много общего. Я много езжу по миру и вижу, что всем нам сейчас необходимо одно — Иисус Христос. Сейчас Европа много грешит, очень много. И все же в каждом из нас есть образ Божий, в каждом из нас живет Христос.
— Вы сейчас говорите о совместном открытии Христа. Это можно назвать экуменической деятельностью?
— Я никогда не использую слово экуменизм, для меня не существует экуменической деятельности. Я считаю, что нужно встречаться с людьми, обмениваться христианским опытом и совместно решать возникающие проблемы. Я был профессором экуменизма, однако впоследствии понял, что главный вопрос экуменизма — вопрос о человеке. Его нельзя решить с помощью книг — для этого необходимо живое общение. В Европе сейчас мало говорят о России, и это плохо. Современная политика, войны очень мешают, однако мы должны помнить, что войну и разделение организует дьявол, а Бог всех примиряет. Мир есть плод духовной борьбы.