Публикации

Спасенные лики

  Количество просмотров

Вот уже полгода в храме села Ошторма Юмья идут работы по восстановлению настенных росписей. Былое благолепие святыне возвращает реставратор с Дальнего Востока Константин Антипов.

Деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Ошторма Юмья, что в Кукморском благочинии — церковь старинная, почтенная, с историей. Построена она была в царствование императора Николая I Павловича, во времена зрелого Гоголя и юного Достоевского, в далеком 1843 году. В годы Советской власти церковь эта, как и великое множество других церквей, соборов, монастырей, была закрыта. И не просто закрыта, а обезглавлена и обезображена: колокольню разобрали, купол сняли, храмовую утварь расхитили, а сам святой храм переоборудовали под Дом культуры.

В молодости мы ходили в этот клуб на танцы; в стенах старинной церкви действовали кружки и группы художественной самодеятельности. В алтаре располагалась сцена, где мы ставили спектакли, главным персонажем которых был человек — творец своей судьбы. Мы тогда забыли о главном Творце нашей жизни — о Боге; забыли, или просто не хотели Его замечать.

Мой отец, долгие годы проработавший заведующим клубом, часто говорил, что внутри здания под фанерными щитами находятся удивительно красивые настенные росписи. Когда в 2010 году здание церкви вернули верующим, нам казалось, что мы наконец сможем узреть эту красоту. Но росписи были в плохом состоянии, утрата сюжетных изображений, по заключению экспертов, составляла более 70%. Произведения искусства, созданные около двух веков назад, требовали срочного вмешательства реставратора.

И когда в наши края приехал художник-реставратор с Дальнего Востока, верующие посчитали это Божиим Промыслом. Константин Антипов окончил художественно-графическое отделение Благовещенского педагогического училища. Реставрацией икон он занимается уже около 25 лет. За это время им отреставрировано более двухсот произведений иконописи, и о каждом из спасенных им образов Константин Леонидович может рассказывать долго и увлеченно.

По словам художника, двух одинаковых икон не существует. У каждой — своя история, свой путь. Самый первый отреставрированный мастером образ — икона Божией Матери «Ахтырская». Она была в настолько плохом состоянии, что музейные реставраторы от нее просто отказались. А молодой и начинающий реставратор Антипов решился попробовать свои силы — и у него получилось: икону удалось спасти, можно сказать — воскресить.

— Вернуть иконам первозданный вид очень сложно. Вмешательство должно быть минимальным.  А самое главное — не навредить, — говорит  художник.

Иногда, чтобы найти правильное решение, Константину приходится перечитывать массу литературы.

Но иконы — это не только произведения искусства; с церковной точки зрения — это прежде всего молельный образ. Работая с иконой,  художник невольно прикасается к вещам нематериальным — ведь рукой иконописца водит Дух. Еще в молодости студенту Константину Антипову, в то время совершенно далекому от иконописи человеку, заказали образ Спаса Нерукотворного. Он решил попробовать. Но заказчик исчез; за написанной иконой так никто и не вернулся. Казалось бы, ничего странного, если не учесть одной вещи: все мастера начинают именно со Спаса Нерукотворного. Но об этом Константин узнал спустя много лет, когда читал канон для иконописцев.

И то, что в Ош-Юмье для него открылся большой фронт работ, художник тоже считает Божиим Промыслом. Настенные росписи, выполненные когда-то на уровне академической школы, могли исчезнуть навсегда. Если бы не рука мастера, а вернее — рука Всевышнего, направившего реставратора Антипова в наши края. Изображения находились под слоем извести и были заколочены фанерными щитами. Они были изувечены гвоздями и замазаны грубой строительной краской. «Раскрывая» росписи, Константин  понимал, что он не просто воссоздает икону. Он проникает в мастерскую талантливого художника. Удивительно тонкие лики, одухотворенное выражение глаз, изящные пропорции — все указывает на то, что здесь работал профессионал. Но имя  чудесного  мастера для нас пока остается загадкой. Загадкой остается и то, как этот художник попал в наше простое удмуртское село в первой половине XIX века. Хотя, просматривая материалы по истории Казанско-Богородицкой церкви в Ош-Юмье, убеждаешься, что храм в свое время имел огромное значение не только для жителей села, но и для жителей всех окрестных деревень. О многом говорит и тот факт, что за период существования церкви ее посетили шесть викарных епископов.

Для Константина Леонидовича трудиться в храме, где до сих пор ощущается Божия благодать, большая радость. На сегодня руками мастера восстановлены почти все настенные росписи. Это изображения евангельских сюжетов и святых мучеников ранних веков христианства. В ходе реставрационных работ Константину удалось открыть образ святого благоверного князя Михаила Муромского, считающийся чудотворным.

Итак, один мастер на наших глазах спасает труд другого мастера. Спустя без малого двести лет, после долгих десятилетий осквернения, разрушения, запустения — к стенам старинной сельской церкви вновь прикасается талантливая, вдумчивая, благоговейная и трепетная кисть. Все это неспроста. Значит, Богу угодно, чтобы лики святых с этих стен вновь взирали на нас, а мы — взирали на них, взирали не только глазами, но и всем своим сердцем; чтобы так же, как воскресают эти фрески, воскресала вера в душах людских; чтобы церковь в Ошторма Юмье возродилась и жила; чтобы история Святого Православия на нашей земле продолжалась.

 

Вернуться к списку

Последние добавления