Публикации

Преображение Господне

  Количество просмотров

В этом фильме речь пойдет об одном из самых удивительных событий за всю историю христианства  о Преображении Господнем. Можно ли найти объяснение чуду, произошедшему две тысячи лет назад на святой горе Фавор? Какова природа Фаворского света? Как удалось Симеону Новому Богослову, Серафиму Саровскому и святителю Филиппу (Колычеву) еще при жизни достичь преображения плоти? И, наконец, в чем смысл праздника Преображения для каждого христианина? В этом фильме речь пойдет об одном из самых удивительных событий за всю историю христианства — о Преображении Господнем. Можно ли найти объяснение чуду, произошедшему две тысячи лет назад на святой горе Фавор? Какова природа Фаворского света? Как удалось Симеону Новому Богослову, Серафиму Саровскому и святителю Филиппу (Колычеву) еще при жизни достичь преображения плоти? И, наконец, в чем смысл праздника Преображения для каждого христианина?

Митрополит Иларион: В земной жизни Господа Иисуса Христа было не много радостных моментов. Он пришел в этот мир прежде всего для того, чтобы разделить с нами скорби и будни нашего человеческого бытия. Именно поэтому Он столько времени проводил с людьми грешными, с людьми несчастными и обездоленными. Его Божество было явлено людям всего лишь несколько раз, и один такой момент — Преображение Господне.

Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.

О событии Преображения рассказывается в трех Евангелиях — от Матфея, Марка и Луки. И Апостол Петр говорит: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа Нашего Иисуса Христа, не ухищренным басням последуя, но быв самовидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему глас. И сей глас мы слышали, быв с Ним на святой горе».

По мнению некоторых древних авторов Преображение произошло за 40 дней до распятия Спасителя. Однако если бы празднование совершалось за 40 дней до Страстной пятницы, оно выпадало бы всегда на Великий пост — время скорби, покаяния, когда радость неуместна. Поэтому решено было перенести торжество на летний период и совершать его за 40 дней до Воздвижения, когда Церковь поклоняется Кресту Христову, то есть 6 августа по старому стилю или 19 августа по новому стилю. В богослужебных текстах праздника отмечается эта неразрывная связь между Преображением и страданиями Спасителя.

Прежде Креста Твоего, Господи, гора уподоблялась небу, и облако распростерлось над ней как тень, когда Ты преображался и Отец свидетельствовал о Тебе.

Митрополит Иларион: В Преображении Господнем, в этом славном явлении Богочеловека вся полнота славы Божией. Апостолы должны были увидеть ее для того, чтобы когда Господь будет мучим и распят на кресте, они не усомнились в том, что Он Сын Божий. Эта Божественная слава неотлучно пребывала с Господом, и когда лицо Его сияло на горе Фаворской, и когда тело Его висело на кресте. И ученики не сомневались в Его Божестве, потому что они видели славу Его, славу как единородного от Отца.

На Преображение священнослужители за богослужением облачаются в белые одеяния. «Они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца», — как написано в Апокалипсисе, — «За это они пребывают ныне перед престолом Божиим и служат Ему день и ночь».

В страданиях содержится тайна спасения. Одно из ярких тому свидетельств — мученичество святых. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь Русской Церкви был основан на Белом море иноками Зосимой, Савватием и Германом в XV веке. Они словно специально избрали местом своего подвига столь суровый край, чтобы показать, как дОлжно верующему преображать окружающий мир. Их замысел воплотил в жизнь столетие спустя будущий святой мученик Филипп, митрополит Московский. В годы, когда он был Соловецким игуменом, обитель возвела величественные соборы, проложило дороги, озера соединило каналами, наполнило их рыбой, вырастило на северных камнях хлеб и фруктовые сады.

После прихода к власти большевиков эти полные жизни острова стали лагерем смерти, символом трагедии, которую переживала страна. В 1923 году был учрежден Соловецкий лагерь особого назначения. Значительную часть его заключенных составили духовенство, церковная интеллигенция. Более 40 человек включает в себя список новомучеников и исповедников Соловецких.

В июле 1926 православные епископы — узники Соловков — направили обращение к правительству СССР. Документ получил название «Соловецкого послания». В нём были изложены факты гонений на Церковь и было заявлено, что политический донос совершенно не совместим с достоинством пастыря.

Митрополит Иларион: Соловецкие мученики совершили великий духовный подвиг. Они помогли сохранить ту Православную Церковь, которая была духовной опорой нашего народа на протяжении целого тысячелетия. Они сделали это ценой собственной жизни. Их крестный подвиг закончился смертью, но одновременно это было и их восхождение к Небесной славе и к Фаворскому свету. И доказательством того, что Божественный свет и в наши дни просвещает людей, не только души, но и тела их, являются нетленные мощи Соловецких мучеников и других новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Наглядный пример духовного восхождения с крестом — святая гора Грабарка, слава которой выходит далеко за пределы православной Польши. Она находится в Мельницкой пуще. Каждый год на Преображение в Белосток за 100 км отсюда съезжаются паломники со всей Восточной Европы. 3 дня они идут к святыне пешком, неся на плечах деревянные кресты. Осилившие долгий крестный путь с пением поднимаются к храму Преображения Господня, стоящему на вершине горы, трижды обходят его вокруг на коленях и водружают принесенные распятия.

Есть тут крест, установленный Святейшим Патриархом Кириллом. Считается, что этой традиции более 200 лет. В 1710 году, когда в этих местах свирепствовала холера, здесь молились об избавлении от болезни, и эпидемия прекратилась. С тех пор люди не перестают искать на Горе Крестов исцеления.

В 1947 году, после окончания Второй Мировой войны на Грабарке был основан православный женский монастырь Марфы и Марии.

О месте Преображения Господня ученые спорят. Есть исследователи, которые считают, что это гора Хермон. Ее вершина бывает покрыта снегом. Отсюда, как они думают, у Апостола Марка сравнение со снегом блистающих одежд Христа. Кроме того, у подножия Хермона берет начало священная река Иордан. На ее истоках стояли селения Кесарии Филипповой, остатки которых сохранились по сей день. Именно по пути сюда, сказано в Евангелии от Марка, Апостол Петр исповедовал Иисуса Христом, Сыном Божиим, а эта окрепшая вера и позволила ученикам 6 дней спустя увидеть Преображение Своего Учителя.

Тем не менее, начиная как минимум с IV столетия, с паломничества Святой Елены, построившей здесь первый храм, церковное предание называет горой Преображения Фавор. Гора Фавор находится в 9 км к юго-востоку от Назарета, в Галилее. В Древнем Израиле тут проходила граница колен Завулона и Неффалима. Пророк указывал на особое предназначение этого места еще за 7 веков до Христа. Об этом напоминает и Апостол Матфей: «Да сбудется реченное Исаей пророком, который говорит: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».

Один из великих учителей Церкви IV века, святой поэт Ефрем Сирин говорит, что на горе Фавор Господь соединил 2 завета, принятых в Церкви, и показал нам, что Он есть податель обоих.

Митрополит Иларион: Гора Фавор, на которой преобразился Христос, сопоставляется с горой Синай, на которой Бог явился Моисею. Сияние лица Моисея после того, как он встретился с Богом, является одним из Ветхозаветных прообразов Преображения Господне. Но святитель Григорий Палама отмечает, что преображение Моисея происходило от воздействия на него силы Божией и было, так сказать, пассивного характера, а не результатом действия внутренней, присущей ему силы, тогда как Господь наш Иисус Христос внутри Себя имел это Сияние.

«Ныне Христос», — как говорится в каноне Преображение, — «просияв на горе Фавор, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, они же, исполнившись светоносного Божественного сияния, в радости воспевали». Евангелие дает нам понять, что Апостолы на Фаворе не помнили себя от радости.

 В каждом храме, где празднуют Преображение, можно ощутить эту Фаворскую радость. Но всё же многие стремятся хоть раз стать участниками Божественной литургии, которая совершается в Преображенскую ночь на самом Фаворе. Из-за множества людей служат на площади у базилики греческого монастыря, прямо под открытым небом. К концу службы на молящихся обыкновенно опускается редкое для галилейского лета облако.

Так было и в Ветхом Завете. «И сказал Господь Моисею», — читаем в книге Исход, — «вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда». И открываясь на Синай Илии Бог сказал: «Вот мимо пойдет Господь, и ветер великий и крепкий, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, и не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, и не в огне Господь; после огня глас хлада тонкого, и там Господь».

В облаке, нисходящем на Фавор, воздух прохладен и свеж. Кажется, его можно пить. Те, кому посчастливилось это испытать, говорят, что в веянии тихого ветра становится почти осязаемым присутствие Бога.

Преображение есть праздник явления Божественного Света. Свет пронизывает облачения, иконы. Богослужебные тексты называют его «присносущным» — вечно пребывающим с Богом. Свет Христов есть Свет Бога-Отца, Который открывается через Свет Сына Божия благодаря действию Святого Духа. По словам святителя Григория Богослова, это краткое и простое богословие Троицы.

Преображение воспринимается как свидетельство обожения естества человека. Оно произошло во Христе благодаря соединению Его Божественной природы с человеческой и открыло каждому человеку возможность достичь Его. «Сегодня Христос на горе Фаворской изменив почерневшее естество Адама и наполнив светом, обоготворил его», — находим мы в тексте праздника. И мы просим Христа озарить нас Божественным Светом.

Божественный свет, который был явлен ученикам на Фаворе, свет нетварный, это Сам Бог, Само присутствие Божие. И этот свет осиял не только Апостолов, он являл себя многим людям во время молитвы, многим святым.

Симеон Новый Богослов жил в X веке в окрестностях Царьграда. Вернувшись однажды в келью после причащения он увидел, как всё его тело наполнилось Фаворским светом. «Мы делаемся членами Христа, а Христос — нашими членами», — писал он, — «я двигаю рукой, и вот рука моя есть весь Христос, двигаю ногой, и вот она блистает как Он. Не говори, что я богохульствую, но поверь в это и поклонись Христу, Который делает тебя таковым».

Митрополит Иларион: Внутри поклоняюсь Тебе и вдали Тебя вижу,

В себе Тебя зрю и на небе Тебя созерцаю!

Но как приходит сие? Ты один только знаешь,

Сияющий в сердце, как солнце, в земном — неземное.

<...>

Болезную я и страдаю смиренной душою,

Когда в ней является свет Твой, сияющий ярко,

Любовь для меня непрестанной становится болью,

Страдает и плачет душа, потому что не в силах

Тебя я обнять и насытиться, столько желаю.

Но так как я вижу Тебя — мне и этого хватит,

Мне славой и счастьем и царским венцом это будет

Превыше всего, что желанно и сладостно в мире.

Подобным меня это ангелам Божьим покажет,

А может быть, большим их сделает, о мой Владыко!

<...>

Ты Бог по природе, но сделался Ты человеком,

И тем, и другим неизменно, неслитно оставшись.

Я — смертный и тленный, но Ты меня богом соделал,

Как сына приняв и Твоей одарив благодатью,

Мне Духа Святого послав и, как Бог Всемогущий,

Природу и сущность таинственно слив воедино.

В ноябре 1831 года другой аскет, великий русский Святой Серафим Саровский преобразился на глазах у пришедшего к нему помещика Николая Мотовилова. В своем дневнике Мотовилов описывает, как во время беседы в лесу в доступных словах Батюшка пояснил ему смысл христианской жизни, который заключается в стяжании Духа Божиего. Затем он взял Мотовилова за руку, и тот почувствовал необычное тепло. «Лицо старца сделалось светлее солнца, глядеть на него стало невозможно, ибо глаза ломило от боли». Дух Божий снизошел на Преподобного и он сказал Николаю, что увидеть Божественный свет можешь лишь тот, кто и сам находится в полноте Святого Духа.

В послании к римлянам Апостол Павел прямо указывает на то, что жизнь по плоти страсти греховной приносит плод смерти, лишает благоволения Божиего. Но христианство, в отличие от некоторых религиозных и философских течений не призывает к освобождению от плоти, к отказу от жизни в реальном мире. Плоть дана человеку Самим Богом, именно через плоть происходит Преображение или Обожение. «Итак умоляю вас, братья, милосердием Божиим», — пишет Павел, — «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

«Я вашему Боголюбию», — говорил Святой Серафим, — «как бывший купец скажу: не в том цель, чтобы торговать только, а в том, чтобы получать барыш. Добродетели — те же товары. Не сами по себе собираемые, но ради Христа они составляют капитал Божией благодати. Вот так-то и извольте торговать духовно».

Митрополит Иларион: Само событие Преображение Господне случилось тогда, когда Господь Иисус Христос молился Своему Небесному Отцу. И мы, когда молимся нашему Небесному Отцу, приобщаемся к Божественному Свету. Но мы должны помнить о том, что благодать Божия не дается человеку автоматически. Она дается нам тогда, когда мы прилагаем усилия к тому, чтобы жить по-христиански, чтобы уклоняться от зла и творить благо. И Божественный Свет посещает нас тогда, когда мы молимся и когда приносим покаяние за свои злые дела.

По окончании Божественной литургии в праздник Преображение Господне устав предписывает освящать грозди — виноград. Дата освящения винограда была выбрана с учетом того факта, что именно к 6 августа по старому виноград поспевал в Греции. Освящали его прежде всего потому, что он употреблялся для совершения Евхаристии. На Руси обычай трансформировался в освящение яблок, из-за чего праздник в народе получил наименование Яблочного Спаса.

Есть в этой традиции и связь с обычаями Церкви Ветхого Завета. В Древнем Израиле всё мужское население обязано было собираться со всех концов в храм 3 раза в год: на Пасху, в Пятидесятницу и Праздник Кущей, который назывался также праздником сбора плодов винограда и благодарения за урожай. И никто не должен был являться перед лицо Божие с пустыми руками, но каждый с даром своей земли, каким благословил его Бог.

Из трех праздников, требовавших паломничество в Иерусалим, Праздник Кущей был самым радостным. Так и Преображение любят в православных храмах.

Жители Подмосковного села Остров тоже приходят на праздник не с пустыми руками — каждый несет всё, чем богат его участок.

В грехопадении не только человек утратил первозданную чистоту, но и всё творение. Освящая урожай Церковь как бы снимает с плодов греховную печать и благословляет Божий народ на их употребление.

Островский храм освящен в честь Преображения Господне. Сельская церковь построена с царским размахом. Тут была летняя резиденция московских князей. Считается, что храм возвели при Иване Грозном. По иной версии Борис Годунов собирался устроить здесь подворье, которое не уступало бы Александровской слободе, но не успел. А потом наступила Смута, и власти про Остров забыли. Воздушный шатровый храм так и остался единственным из задуманных царем зданий, зато ничто не мешает теперь любоваться его прекрасной и богословски точной архитектурой, представляющей церковь путем восхождения ко Христу. Церковь Христова становится для каждого православного духовным Фавором, она — Божественная гора, на которую верующие поднимаются подобно Моисею, чтобы уже не во мраке увидеть Бога, но в ослепительном и неизреченном свете.

Митрополит Иларион: Каждый из нас проходит через разные духовные состояния. Иногда присутствие Божие бывает настолько ощутимым и явным, что нам хочется, чтобы эти минуты никогда не кончались, чтобы они длились вечно. Но иногда Бог как будто бы отступает от нас, оставляя нас во тьме со всеми нашими проблемами и грехами. В такие минуты особенно необходимо помнить о том, что Он является источником Света, что он просвещает нашу греховную тьму. Именно потому Церковь празднует Преображение Господне, что оно может стать и нашим преображением, что и для нас могут открыться двери на пути к созерцанию Божественного Света.

Вернуться к списку

Последние добавления