Публикации

«Счастливцу — верующему и познавшему Иисуса Христа — не может быть никакая тяжесть и на земле»

  Количество просмотров

Предлагаем вниманию читателей проповедь выдающегося подвижника благочестия XIX века протоиерея Матфея Константиновского, сказанную им в праздник Преображения Господня в 1851 году.

Материал подготовлен к публикации профессором МГУ им. Ломоносова В.А. Воропаевым.

Ныне Церковь празднует славное Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или то событие в Его земной жизни, когда Он, взяв с Собой трех из апостолов и возшедши с ними на гору помолиться, преобразился пред ними, явился то есть им в славе Божества Своего.

Что в этом событии примечать нам должно?

Думаю, всем и каждому из нас известно, что Сын Божий, хотя и воспринял наши человеческие плоть и душу, но есть Истинный Бог. И слава Его всегда была с Ним. Даже те неверные иудеи, кои ненавидели и гнали Господа Иисуса, ощущали по временам в Нем Лицо высшее человека обыкновенного: «Не Ты ли Христос?», — спрашивали они Его. Самые слуги врагов Христовых свидетельствовали пред ними, что не было человека, который бы столь сладостно для души говорил, как говорил Иисус Христос.

Значит, не для Себя Самого надлежало Христу явить избранным апостолам — особенно чудным образом — славу Божества Своего на Фаворе. Эта слава показана была Господом для нас!.. Она явлена была Им ночью. Явлена только трем свидетелям...

Но почему Господь не показал славы Своей всему сонму людей — и верных, и неверных? Верных — утвердил бы Он более в вере. Неверных — привлек бы к ней...

Являя славу Свою для утверждения нас в вере, Он признал неверных недостойными зрить оную!.. «Род лукавый и прелюбодейный, — говорит Господь о неверных иудеях, — знамения просит; и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дни и три нощи».

Почему же верным не всем показует Он славу Свою, а только верховным из Своих апостолов, троим: Петру, Иакову и Иоанну. Это почему?.. Потому, что хощет от нас, братие-христиане, Спаситель наш веры простой, без пытливости: ибо на земле ходим мы верою, а не ведением.

Множество чудес совершал Спаситель во днях земной жизни Своей: исцелял больных, очищал прокаженных, воочал слепых, отверзал слух глухим, воскрешал мертвых, прочие чудеса великие делал. Но и все сии необычайные знамения более служили выражением непостижимого милосердия Спасителя к бедствующему человеку, чем нарочито для явления славы Своея совершались Им. Если бы и не было сих чудес, можно было бы из другого познать, что Иисус есть обещанный Mipy Христос, Мессия, Спаситель. Из чего? Из одного исполнения на Нем пророческих предсказаний о Спасителе... Кто же может сомневаться в том, что Иисус есть Христос и Спас Mipa, когда к исполнению на Нем пророчеств ветхозаветных совершаемы были еще Им и чудеса?

Скажет ли кто, что земная жизнь Его от нас сокровенна?.. Веруйте Евангельским сказаниям о ней, исполняйте повеленное нам Спасителем, и вы увидите в душе своей ту славу, которую Он в днешний день благоволил явить избранным ученикам Своим. Являя им славу Свою, Господь сим самым дал знать всем нам, что может получать тот, кто с верою в Господа будет последовать Ему в жизни, — Ему, Который есть Путь и Истина, и Живот...

Доколе пребудем с Господом Иисусом, нас не обымет тьма. Он Сам сказал: «Дондеже Свет имате во Мне, в Моем св. Евангелии, в Моей св. Церкви, веруйте во Свет, да сынове Света будете». Но то бедствие многих людей, что Свет пришел в Mip, а они возлюбили тьму паче Света, то есть сатану паче Господа, — «быша бо дела их зла».

Это, братие, ужасно! Что было бы хорошего для нашей жизни, если бы мы, оставляя свет, постоянно искали тьмы? Мы постоянно спотыкались бы и, наконец, упали бы и совсем разбились. Потому тех людей надлежало бы назвать совершенно безумными, которые, не желая видеть никогда дневного света, любили бы всегдашнюю ночь. Но еще большее безумие, непостижимое безумие будет в нас, когда станем удалять себя от Вечного Света, Солнца Правды — Господа Иисуса Христа, слушаясь врага Его и нашего, сатаны, который есть духовная тьма. Повинуясь диаволу, мы повергнемся, наконец, вместе с ним во тьму вечную.

Господь ясно сказал: «Аз есмь Свет Mipy. Ходяй по Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный» (Ин. 8:12). Так, братие, веруя Господу и слушая Его св. заповедей, последуя примеру Его, показанному нам в святейшей Его жизни, мы и на этой, темной земле будем всегда зреть Его — наш Свет Животный.

Господь преобразился ночью. Но во время Его Преображения сделалось так светло, что и небо, и земля осиявались; и трем ученикам, бывшим с Ним на горе, такая сделалась на душе радость, что они пожелали навсегда остаться там, с Господом и двумя Его пророками. «Господи! добро есть нам зде быти...» (и проч.), — воскликнул Петр апостол.

Вот, братие, какая у Господа слава, радующая и веселящая! А мы всё удаляемся от Него своими грехами и неправдами. Когда еще в этой юдоли плачевной Своим Животворным Светом Господь преображает нам тьму во свет и сообщает радость душе, то про тот Mip [мир], что и говорить? Какие слова и радость ждут там, на том свете, избранников Царствия Его Небесного!..

Для чего Преображение произошло ночью? Для того, чтобы показать нам, что Господь всякую тьму может уничтожить навсегда. Да, братие, Господь всё делает для нашего спасения и тех просветит, кои, познав свою тьму духовную, от грехов происходящую, будут просить света у Него — Источника и Подателя Света, Который всякого просвещает. Кто старается более и более познать Господа, приближаясь к Нему верою, молитвою, любовию, надеждою, делами братолюбия — тому хощет Он Сам явиться. А кому явится Господь, тот не на один Фавор будет стремиться душею, чтобы только видеть славу и радость, какие ныне сообщил Господь троим апостолам, но он с верою и любовию и на Голгофу взойдет с своим Господом, чтобы вместе с Ним пострадать и тогда уже прославиться в вечной Его Славе, говоря с апостолом Павлом: какие страдания могут сравниться с будущей, вечной славой?!

Тяжело было бы неверующему бороться с плотию, Mipом и диаволом — этими врагами нашего спасения. Вместо борьбы он бывает их другом, не веря, что они — его враги и погубят его. Он только верит тому, что видит. Но верующий видит, как хорошо с Господом, как без Него ужасно. Познавши же Иисуса Христа, он крепко вооружается на врагов спасения вечного. Поэтому ни на какую тяжесть трудов и подвигов спасения не смотрит, помня, что все земное пройдет, как миг, как сновидение, не оставя следа прежних тяжестей... Да, этому счастливцу — верующему и познавшему Иисуса Христа — не может быть никакая тяжесть и на земле. Он и на земле говорит: «Добро есть мне зде быти!» — потому что с веселием исполняет все, и с радостию, и терпением все переносит ради Своего возлюбленного Господа, Который истинно воцарился и в «велепоту облечеся». Слова сии не время объяснять...

Окончу тем, что нужно всегда просить Господа преобразить нас в таких людей, кои бы возлюбили Свет Его более тьмы врага душ наших, и, получив Свет благодати Господней, не гасили бы оный своими беззакониями, да не постигнет нас ночь вечная. Там негде уже достать света! Ночь вечная разлучит от Света вечного. Аминь! 

Текст печатается по рукописи-конспекту устной речи. Оригинал хранится в Государственном архиве Тверской области, фонд Тверской ученой архивной комиссии.

Вернуться к списку

Последние добавления