Казалось бы, что нового может узнать взрослый современный человек из книги для старшеклассников? Выяснилось, весьма многое — если не узнать, то вспомнить или понять, что это не просто теория, а нормы жизни православного христианина, которые никто не отменял, несмотря на изменения ценностей в нынешнем обществе.
Безусловно, мало шансов, что старшеклассник или любой другой человек полностью изменит свой образ жизни после прочтения этой книги. Но как минимум иметь в виду эти знания нужно — как знать, может, рано или поздно, они прорастут в реальность, станут основой всего существа?
Итак, книга — о браке, семье и детях. Сотни книг об этом написаны — что тут можно добавить? Книжные магазины забиты литературой на тему психологии семейных отношений. Но, тем не менее, статистика говорит о том, что семьи разрушаются, едва успев начать свой жизненный путь. В чем же проблема? Времена не те? Семья потеряла свою актуальность?
Постараемся осветить главные аспекты, затронутые протоиереем Илией Шугаевым.
Правильно ли мы все расцениваем этот термин?
Любовь — это в первую очередь ответственность. Все ли готовы ее на себя брать?
Где же это видано было на Руси, чтобы жених взял невесту «в аренду» — попробовать, как она в быту, в хозяйстве, в постели, в конце концов? А через пару месяцев привести ее обратно в родительский дом и сказать — не гожа, возвращаю!
Сейчас же это стало вполне нормальным. Только без лишних условностей — жених не просит у родителей разрешения и не возвращает дочь в родительский дом. Всё происходит под маской обоюдности. С чего началось — то ли мужчины задали менее ответственный ход отношений, то ли женщины стали менее требовательными, понять сложно, результат один — молодые люди считают, что можно пробовать все «приятные стороны» брака — физическая близость, сожительство, совместные походы в увеселительные заведения и в гости, а вот «неприятные стороны» брака — регистрация брака, венчание, воспитание детей, отложить на потом, когда пара будет друг в друге уверена. Неужели каждая девочка растет с мечтой о том чтобы ее «попробовали»? А как же мечты о белоснежном платье, первом поцелуе после венчания, трепет от неизведанности предстоящей семейной жизни? Видимо, все это «прошлый век».
Один мой знакомый недавно рассказал мне, что был на свадьбе своего друга, который прожил со своей избранницей до брака 15 лет! Безусловно, радует, что это сожительство закончилось-таки официальной регистрацией брака, но какая это редкость в наше время — такой финал. Если даже пара решается на этот шаг — количество разводов просто пугает, а значит, не так уж все солнечно в данной ситуации? После регистрации многие пары живут по принципу «всегда можно развестись», а женщины стараются быть независимыми, чтобы в случае развода быть в состоянии обеспечить себя и ребенка.
В чем же проблема? Вступая в добрачную связь, пара говорит Богу: «Здесь мы обойдемся без Тебя». Изгоняя из своей жизни Бога, можно ли ждать, что союз этот будет осенен благодатью?
Но далее семья делает еще более дерзкое заявление в сторону Господа: «Мы лучше знаем когда нам рожать детей». В лучшем случае они начинают предохраняться от нежелательной беременности («планировать семью»), в худшем — муж толкает жену на аборт. Либо решение об аборте принимается вместе. Не потому что нечем кормить, не потому что уже семеро по лавкам. Просто потому что «не время рожать». Потому что это нарушит привычный комфорт. Как правильно заметил автор — люди часто мотивируют тем, что «я могу обеспечить счастливое детство только одному, максимум двум детям». На деле же выходит, что все средства в избытке тратятся на этого единственного ребенка, родители балуют его и дают все самое лучшее. Но все ли лучшее полезно? И что лучше — один избалованный инфантильный ребенок или пятеро активных, приспособленных к хозяйству детишек, которые выросли в атмосфере взаимной помощи, поддержки, готовые брать ответственность за себя и других, способные к тому же обеспечить достойную поддержку родителям в старости?
Стоит ли говорить о том, что искусственное «планирование семьи» неприемлемо женскому организму, и за все гормональные и прочие способы контрацепции и аборты придется платить собственным здоровьем.
«Попробую проиллюстрировать все безумие при попытке оправдать аборты фразой о желанности детей. Предположим, я говорю: «Я должен жить со всеми в любви». Никто спорить не будет. Очень правильная мысль. Но дальше я делаю следующий вывод: «Поскольку некоторых людей я не люблю, то я буду их убивать, ведь я должен со всеми жить в любви». От такого вывода становится страшно. Но тогда страшно должно быть и от фразы: «Я иду на аборт, потому что ребенок должен быть желанным». Ложь заключается в том, что фраза «Я должен жить со всеми в любви" предполагает мой труд над собою, а не право на убийство других людей».*
Отдельно говорится о семьях, которые принципиально не хотят иметь детей. Но разве не всем сказал Господь: «Плодитесь и размножайтесь»?
«Можно привести такой образ. Семья до рождения детей — это два молодых жеребенка, которые пасутся на зеленом лугу и играют между собою. А семья после рождения детей — это две ломовые лошади, запряженные в телегу, которые тянут ее по грязной разбитой дороге. Если одна лошадь откажется тащить груз, то другая будет надрываться в два раза больше. А многие после прекрасного зеленого луга ой как не хотят впрягаться в телегу».*
Помимо собственного нежелания иметь детей, в обществе с некоторых пор стало стыдно быть многодетной семьей. «Понарожали!». Но мало кто помнит, по всей видимости, что на Руси дети всегда были благословением — семья растила себе помощников, продолжение рода, это было естественно и радостно. Только в многодетной семье можно вырастить полноценно ответственного, приспособленного к жизни человека. Большинство представителей современной молодежи четко показывают результаты современного взгляда на устройство семьи.
«Для кого-то ребенок — это лишний рот, а для кого-то — источник радости».
«Чтобы иметь много детей, надо только решиться, надо быть готовым жить ради своих детей и забыть о себе. Пока думаешь лишь о себе, многодетная семья будет казаться адом. А когда все мысли и желания будут связаны со своими детьми, то многодетная семья будет единственным условием счастья».*
Но вот, все же в семье появляется ребенок.
Почти у каждой молодой мамы на страничке «Вконтакте» можно увидеть красочные фото «как с обложки» — счастливые мама, папа и малыш, все в кружевах, шариках, дорогие платья и игрушки. Ребенок становится элементом шоу «смотрите как у нас все хорошо».
За столом первым всегда кушает ребенок, ему достается лучший кусок, ему все смотрят в рот и умиляются, когда он танцует под видеоклип современных поп-групп. Разве не умилительнее наблюдать, как твой ребенок впервые сам чистит картошку и радуется, что он теперь «как мама»? Что касается «лучшего куска» — в семье не должно быть лучших кусков. Самый большой и первый (а не лучший) кусок должен доставаться отцу, второй — матери, остальное — детям. Так всегда было на Руси, так растили поколения, уважающие свои корни, своих родителей, свои семьи. Нарушив эту иерархию, мы получим поколение легкомысленных избалованных, всегда «еще маленьких» людей, для которых главная цель жизни — сделать идеальное «селфи» (от анг. self — «сам», selfie — фотоавтопортрет, запечатление самого себя на фотокамеру).
Женщины, которые борются за равенство в семье, не забывайте, что:
«Семья — это живой организм. А в каждом организме есть различные задачи. Например, возьмем дерево, скажем, яблоню. У дерева есть корни, которые держат его крепко на земле и питают его. Есть у яблони и ветки, на них растут листья, появляются цветы и, наконец, созревают плоды — яблоки. Кто важнее — корни или ветви? Глупый вопрос, все важны! Но что будет, если корни полезут из земли, чтобы на них росли яблоки, а ветви потянутся к земле, чтобы самим питаться от земли? Что это будет за уродливое дерево? Это будет образ современной семьи, где мужчины женственны, а женщины мужественны. Очень уродливая картина».*
Хочется верить, что лекции, проведенные протоиереем Илией Шугаевым, имели отклик хотя бы в некоторых юных сердцах слушателей. Абсолютно всем я советую прочитать эту замечательную книгу, ведь большинство из нас имеет семьи, а значит, это касается и нас. Семья — это дар Божий, и хорошо бы уметь принимать его с должной степенью благодарности и ответственности.
* — цитаты из книги протоиерея Илии Шугаева «Один раз на всю жизнь»