Имя святителя Тихона Задонского для современного православного уха и знакомо, и незнакомо одновременно. Мы вряд ли скажем с уверенностью, когда жил святой, вряд ли вспомним названия его книг или назовем основные вехи его жизни…
И в то же время епископ не забыт. Стоят храмы в его честь, в молитвословах — канон покаянный за его подписью, а чуть дальше — и молитва ему. «О всехвальный Святителю и Угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски пожив на земли, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении!»
Сейчас мы сравниваем святого архиерея с ангелами, и он при жизни ещё стяжал себе славу аскета и милосердного молитвенника. Но кроме этого, современники называли святителя Тихона вторым Златоустом. Его творения своей тщательностью и подробностями, тонким растолковыванием духовных понятий, действительно, напоминают нам наследие великого Иоанна. При этом епископ Тихон — прост, и головокружительных глубин в его книгах мы не найдём. Владыка писал для своих современников, погрязших или в сельском пьянстве и невежестве, или в интеллектуальном вольнодумстве. И слово пастыря должно было быть понятным каждому.
Вот святитель Тихон увещевает горожан посещать основанные им же воскресные катехизические курсы, вот призывает застолья проводить без алкоголя, а вот отвечает на письма духовных чад, завершая краткие послания словом «Спасайся!».
Протоиерей Андрей Ткачёв пишет, что своими творениями святитель пытался достучаться до современников, но увы — ему это удавалось с трудом. «Образ Тихона на фоне эпохи одинок и скорбен. <…> Как житель затерянного в океане острова, он писал свои книги и бросал их в воду в надежде на сочувствие незнакомого писателя. Сегодня эти книги нужно читать миллионам православных потомков».
Действительно, в шумном XXI веке стоит вскрыть запечатанные сургучом бутылки и достать оттуда святые свитки епископа Тихона. Он писал эти слова на бумаге, что уже удивительно для современного мира, писал при свете далеко не лампы накаливания, а при лучине или свечах. Вот только свет, льющийся с запылённых страниц — такой же, как и две тысячи лет назад у апостолов. Как в IV веке у Иоанна Златоуста. Как в двадцатом столетии — у Луки Войно-Ясенецкого. Это свет Христов, который просвещает всех, и для которого нет срока годности.
Мы пересказали несколько произведений святителя Тихона на современном русском языке, чтобы при чтении не отвлекаться на устаревшие особенности изложения. Знакомство с трудами архиерея начнём с одной из глав книги «Об истинном христианстве». Митрополит Московский Платон говорил, что это творение должно быть настольной книгой каждого православного — действительно, здесь просто и доступно описаны основополагающие истины христианства.
Итак, в путь! Разговор начнётся со слов о покаянии.
Пока человек стоит перед кем-нибудь, то стоит нему лицом, а когда захочет отойти, лицо отворачивает и показывает спину. Отвернувшись, идёт, куда собрался, и чем больше идёт, тем дальше отходит и удаляется.
Точно так же, пока человек старается исполнять святую Божию волю, пока слушает то, что Бог в Своём святом слове повелевает, пока остаётся готовым слушать Божии повеления — то как бы лицом к Богу стоит, и оказывает Ему почтение, с Ним находится и от Него не отлучается.
Но когда человек изменит своё правильное решение, и выберет зло вместо добра, начнёт творить грех вместо добрых дел, то как бы отворачивается от Бога, и спину Ему показывает, совсем как Бог через пророка говорил о непослушных израильтянах: «Не лицом ко мне они повернулись, а спиною» (Книга пророка Иеремии, 32, 22).
И вот, отвернувшись от Бога как от бесконечного добра, человек чем больше грешит и чем дольше не раскаивается, тем больше отходит и удаляется от Него. Только отворачивается не лицом, а сердцем. И показывает не спину, а непослушание и нераскаянное сердце. И удаляется не ногами, а волей; не изменением места, а превращением плохих нравов в ещё более плохие.
Но куда мы отвернёмся от Того, Который везде? Куда пойдём от Него, если Он повсюду? Как говорит псалмопевец: «Куда могу я уйти от Духа Твоего, от взгляда Твоего куда убегу? Если на небо взойду — Ты там; если сойду в Шеол — и там Ты» (Псалтирь, 138, 7-8).
Вот, что значит отвернуться, отступить и удалиться от Бога. Такое отступление и удаление грешника от Бога показано нам в притче о блудном сыне. Сын этот взял у милосердного отца причитающуюся себе часть имущества, отстал от него, уехал в далёкую страну, промотал деньги, живя в распутстве, начал нуждаться, и уже готов был есть стручки, которыми кормили свиней.
Вот так и человек, отступив от Бога непослушанием, растрачивает полученное от Бога духовное имущество, то есть святость, правду, непорочность и т.д., попадает в зависимость от страстей и греха, и в этом трагичном рабстве ни от чего не может получить удовольствие и отраду. Ведь душа человеческая как созданный от Бога дух, ни в чём другом удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, от Которого по образу Его и по подобию создана. А когда от Бога отходит, ничего другого душе не остаётся, как искать себе удовольствия не в Творце, а в творениях, и в разных страстях… Стручки для свиней ест, но настоящего покоя и отрады не находит, и в итоге от голода умирает. Ведь духу нужна духовная пища.
Пересказал на современном русском языке Илья Тимкин, при подготовке публикации использована Библия (РБО, Москва, 2011), «Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского» (Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994).