«Патриарх в узах во главе России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей главе, как она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний, и во всем христианском мире нет имени, которое повторялось бы с таким уважением, как имя главы Русской Церкви»
протоиерей Сергий Булгаков
Будущий Патриарх всея Руси Василий Беллавин родился 19 января 1865 года в Клину Псковской губернии, в семье потомственного священника. С детства он был добродушным, кротким и богобоязненным.
Приняв 1891 году постриг с именем Тихон, он всего через 6 лет становится епископом Люблинским. После семь лет служит в далекой Америке... А на родине в это время началась и бесславно закончилась русско-японская война, гремят взрывы терактов, полыхает Первая революция. Владыка Тихон писал в ноябре 1905 года из Нью-Йорка: «Кажется, все правящие потеряли голову. Бог знает, к чему это все приведет. Ужели Господь до конца прогневался на нас?»
Владыка Тихон возвращается в Россию, служит в Ярославской епархии, а с начала Первой Мировой войны — в Литве. Он все время в дороге — освящает лазареты, обходит тяжелораненых, исповедует и причащает войска на передовой, отпевает убитых. Храмы, где он служит, всегда переполнены, а под благословение к владыке хотят попасть и католики, и староверы...
Наступает 1917 год. Февральские события, отречение царя, Временное правительство, толпы пьяных дезертиров на улицах, митинги... В Церкви, как и во всем государстве, разлад. Новый обер-прокурор Синода В.Н. Львов объявил свою персону «центром религиозного и общественного движения», провозгласил, что демократия и социализм ничем не отличаются от христианства, и издал распоряжение следить за архиереями и доносить ему об их настроениях. Шесть архиепископов, и среди них Тихон, выступили с заявлением о несогласии с такой политикой. В отместку Львов сам подобрал новый состав Святейшего синода из толерантных иерархов. Его детище — газета «Московский церковный голос», где заправлял «прославившийся» позже протоиерей А.И. Введенский, стала рупором «обновленцев». Прозванные «обнагленцами», они призывали зачеркнуть прошлое Русской Православной Церкви, снять священникам рясы, проклясть «царизм»... Устав от безвластия и отвергнув ставленников Львова, 21 июня 1917 года Москва сама избрала себе архиепископа — Тихона.
Состоявшийся вскоре церковный собор долго и жарко спорил о возрождении патриаршества. Пока соборяне спорили, за окнами все чаще раздавалась ружейная, а затем и орудийная стрельба — большевики захватывали Первопрестольную. В итоге голосованием были намечены три кандидатуры популярных архиепископов. Когда в Кремле уже сидели комиссары, в храме Христа Спасителя состоялась процедура «Божиего выбора» — жребия, по которому Патриархом выпало быть Тихону...
На первый советский первомай, прозванный в Москве «иудиной пасхой», когда редкие колонны демонстрантов шли мимо Никольских ворот Кремля, красное полотнище, заслонявшее икону Николая Чудотворца на воротах, вдруг само собой порвалось и из-под него засиял старинный образ. Некоторые красноармейцы снимали шапки и крестились... 9 мая в день праздника Николая Чудотворца по требованию народа из всех московских церквей был совершен крестный ход к Никольским воротам. Всего собралось около 400 тысяч человек. Накануне многие его участники причащались и готовились к смерти. ЧК в расклеенных объявлениях обещала «стереть с лица земли» всех, кто будет выступать «с речами и действиями против Советской власти». Но вместо речей — пение кающихся, вместо оружия — крестное знамение. Сам Ленин в окружении китайцев-часовых смотрел с Кремлевской стены на запруженную площадь, быстро и деловито записывая что-то в блокнот...
За несколько месяцев до этого Патриарх Тихон написал в своем послании с анафемой большевикам:
«...Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское...» При этом Святейший обращался к своей пастве: «Чадца мои! Пусть слабостью кажется иным эта святая незлобливость Церкви, эти призывы наши к терпеливому перенесению антихристианской вражды и злобы, но мы умоляем вас, не отходить от этой единственно спасительной настроенности христианина на путь восхищения мирской силы или мщения...»
В церквах по всей России читается послание Патриарха Тихона с анафематствованием большевиков-безбожников. В это же время к нему приезжают посланцы от Деникина с просьбой благословить белых. Не благословляет: «большевики — наказание и испытание России. Мечом их не победите — только кровь русскую напрасно прольете». Вскоре появляются первые новомученики: зверски умерщвленные священники, митрополиты, епископы. Патриарх пишет в Совнарком обличительные письма, пытается усовестить, одновременно подчеркивая, что не дело Церкви свергать попущенную Богом власть, отводит обвинения в «контрреволюционном заговоре» духовенства.
Святейший Патриарх Тихон был арестован в 1922 году, когда начались процессы над ЦК партии эссеров, была осуществлена высылка за границу наиболее крупных представителй интеллигенции. В Церкви советское государство также видело серьезного идеологического противника, поэтому неудивительно, что Русская Церковь также подверглась репрессиям. Известно, что большую роль в деле Патриарха Тихона сыграл Троцкий. Большевистское руководство заняло жесткую позицию в отношении непреклонного Святителя Тихона и его сторонников и готовило показательный процесс над ним с целью запугать всех непокорных.
В начале 1923 года были проведены своего рода пробные репетиции этого процесса. В частности, состоялся суд над римско-католическим духовенством России. Все ожидали, что вскоре последует аналогичные действия властей и в отношении Патриарха Тихона
Но тем не менее, неожиданно для всех, 27 июня 1923 года Святейший был освобожден. Закончилось более чем годовое пребывание Патриарха Тихона под арестом, заточение его во внутренней тюрьме ГПУ, и он был переведен вновь в Донской монастырь.
Что касается снятия обвинения с Патриарха Тихона и закрытия его дела, то, конечно, здесь можно говорить о явном Промысле Божием. Но при этом следует указать и на ряд важных внутри— и внешнеполитических причин, которые обусловили освобождение Святителя. В марте 1923 года главный вдохновитель всей антицерковной кампании – Ленин – был окончательно парализован, потерял дар речи и в последующее время уже никак не мог проявлять свою волю и вмешиваться в ход этого дела. Как только Ленин отошел от дел, исполнитель всей этой кампании — Троцкий — был оттеснен от власти в партии триумвиратом Зиновьева — Каменева — Сталина, которые имели свой взгляд на ситуацию.
Существует устный рассказ современника, что, когда выпотрошенный Ленин уже лежал в языческом капище на главной площади страны, а самому Тихону оставалось недолго до упокоения, кто-то сообщил ему, что в мавзолее прорвало трубы канализации.
«По мощам и елей», — кротко констатировал Святейший Патриарх.
На время утихнут «расстрельные» процессы над священнослужителями, многих выпустят из тюрем. Святитель Тихон чуть было не согласится перейти в церковной жизни на новый стиль календаря, как хочет Совнарком, но категорически откажется называться «Патриархом всего СССР». В дальнейшем он с горечью убедится, что предел уступок, требуемых советской властью, лежит за гранью верности Христу. «Не слишком ли я уступил?» — спрашивал он сам себя. На него будут охотиться, попытаются разбить голову дубинкой, ткнут ножом в бок при выходе из храма, по ошибке вместо него застрелят его любимого секретаря и келейника Якова Полозова...
7 апреля 1925 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, уставший от непомерного груза Патриарх тихо скончался на б0-м году жизни. В 23 часа 45 минут 7 апреля 1925 года Святейший Патриарх спросил: «Который час?» Получив ответ, сказал: «Ну, слава Богу». Потом трижды повторив: «Слава Тебе, Господи!» и перекрестившись два раза, тихо отошел ко Господу.
9 октября 1991 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил Патриарха Тихона к лику святых, а 21 февраля 1992 года совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона.
«Святителю Тихоне, моли Бога о нас!»
«...на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович, по постановлению Уральского областного Совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство — Исполнительный Комитет — одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь словом Божьим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учениям слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падёт и на нас, а не только на тех, кто совершил его...
Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас растреливают.
Мы готовы всё-таки претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: Блаженные слышащие Слово Божие и хранящие его!»
из проповеди, произнесённой Святейшим патриархом Тихоном в Казанском соборе