Публикации

Святитель Тихон Задонский и атеисты, или Почему милосердный Бог допускает природные катастрофы

  Количество просмотров

Один из первых «каверзных» вопросов атеистов часто и впрямь загоняет в тупик искренних христиан. «Вот скажи мне, если ваш Бог такой добрый, то почему в мире столько зла? Ладно, я согласен — основное зло — это по причине человеческой свободной воли, и в том, что один убил другого, я Бога не виню, сами люди виноваты. Но ведь есть и такие страшные вещи, которые от людей не зависят! Например, многодневные засухи, вызывающие голод... Или разрушительные извержения вулканов, или землятрясения. А болезни? Онкология, например? Такие-то вещи зависят только от Бога, если Он есть. Почему же Бог творит зло?».

Мы твёрдо знаем, что Бог зла не творит. Но разъяснить всё, логически сопоставить и «разложить по полочкам», как это умеет профессор Осипов, часто затрудняемся. Решить проблему нам помогают святые. Поэтому мы продолжаем чтение творений епископа Тихона Задонского в пересказе на современный русский язык. Святитель уже объяснил нам, что когда человек отворачивается от Бога и начинает грешить, всё дальше и дальше отходить от Создателя, а значит, от Жизни — милосердный Отец предпринимает все попытки, чтобы вернуть к Себе чадо.

Что именно делает Бог? Четыре способа мы уже рассмотрели в предыдущих выпусках цикла, сегодня — последние три. Среди них и стихийные бедствия с болезнями, кстати.

Итак, Бог нас зовёт обратно...

5) Зовёт через угрозу временного и вечного наказания, как видно из многих мест святого Писания. «Бог — всякий день строго взыскивающий, если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими» (Псалтирь, 7, 12-14). «А может, ты презираешь Его великую доброту, снисходительность и терпение? Разве ты не знаешь, что доброта Божья направляет тебя к раскаянию? Но ты упрям и не хочешь раскаяться, ты увеличиваешь кару себе в День гнева, когда явится правый суд Бога» (Послание христианам в Риме, 2, 4 и 5).

6) Кроме того, отеческий Божий промысл посылает грешникам наказания, которыми как бы перекрывает им гибельную дорогу, чтобы остановились и обратились к Богу. Именно это означают болезни, голод, пожары и остальные напасти.

7) Призываемся, наконец, через ежедневные смертельные случаи — когда видим наших собратьев, отходящих отсюда; и для себя того же самого ждём со дня на день. Ведь каждому из нас Бог говорит, как праотцу Адаму: «Ты — пыль, и вновь обратишься в пыль» (Бытие, 3, 19). Поэтому покайся, и тогда примешь участие в воскресении праведных, которые восстанут в славе.

Завершив перечисление способов, которыми Бог воздействует на отвернувшегося человека, святитель Тихон переходит к описанию причин, какие могут привлечь земного ребёнка к Небесному Отцу.

Дорогие читатели! Святой епископ, наследник апостольского благословения, с силой и жаром начинает здесь проповедовать, призывать свою паству к раскаянию. Не поленимся же и мы выслушать его слова, узнать, почему же нам стоит вернуться к Богу... Конечно, если вы читаете эти строки (и даже до середины дошли), от Господа вы не убегаете. И всё же надо, надо читать эти горячие слова, чтобы восстать от сна, малодушия и теплохладности, чтобы от сердца к сердцу дошли до нас истина Евангелия и искренность веры святых.

Итак, причины, которые могут и должны привести грешника к покаянию, это...

1) Великое Божье хотение, желание и как бы голод и жажда некая нашего спасения. Бог наш «хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины» (Первое послание к Тимофею, 2, 3). Это видно из предыдущего параграфа, а также из пророческих и апостольских увещеваний, которые открывают и разными словами изображают нам отеческое сердце Бога, великое желание нашего спасения. Мы узнаём, что Бог Сына Своего единородного ради нас не пощадил, но за нас предал его — чтобы мы спаслись.

Ради этого разными способами Он привлекает нас к Себе, уговаривает, умоляет через посланников Своих, обещает добро и угрожает злом, обещает подать вернувшимся помощь и благодать, обещает отпустить грехи, и даже не вспомнить их, устрашает вечным огнём и открывает вечное блаженство — чтобы мы решились покаяться и получить спасение.

Не стоит нам презирать желание великого милосердного Бога, а надо повернуться к Нему и покаяться!

Читатели, об этом поразмышляем в ближайшие дни, о том, как сильно Бог ждёт нас и желает нашего спасения. А впереди у святителя Тихона ещё много насущно важных и интересных мыслей.

Пересказ на современном русском языке, при подготовке публикации использованы Библия (РБО, Москва, 2011), Псалтирь (издание княгини А.А. Голицыной, Берн, 1916), «Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского» (Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994).

Вернуться к списку

Последние добавления