Публикации

Исцеление дочери Иаира

  Количество просмотров

Евангелие от Луки, 39 зач., VIII, 41-56

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,— и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Евангелист Лука рассказал нам о чудесном исцелении двух женщин. Одна из них была дочерью начальника иудейской синагоги Иаира, а другая — имя которой евангелист не называет, была, по-видимому, простой жительницей города. Эта женщина много лет страдала кровотечением, которое не поддавалось обычному лечению. Она, увидев Иисуса Христа, идущего к дому Иаира, протиснулась через толпу, окружавшую Его, и коснулась края одежды Его. Женщина слышала рассказы об учении Христа и Его чудесах, и она искренно поверила, что это давно ожидаемый Спаситель, который может исцелить и ее. И действительно, она, коснувшись только края одежды Его, тотчас же выздоровела.

В исцелении женщины мы видим особое проявление веры. Она не остановила Иисуса Христа, она считала себя грешницей, недостойной беспокоить Его, идущего по делу. У нее было полное смирение, сознание своего ничтожества перед Богом, она надеялась только на Него, ибо никто за нее не ходатайствовал. И хоть она и молчала и не падала ниц к ногам Господа, у нее была сердечная молитва веры. Господь услышал этот вопль веры и дал исцеление.

Мы не можем судить, у кого была больше вера: у Иаира или этой безвестной женщины. Но Иаир был начальником синагоги, то есть в житейском смысле стоял выше многих людей, да и к тому же был священнослужителем. Несомненно, это давало ему большую надежду на спасение дочери Иисусом Христом и за свою веру, и за свои заслуги, как обычно думают люди. Однако заслугами человек возноситься не может, так как только Бог знает, насколько велики они и угодны ли Ему. И апостол Павел говорит, что делами Закона (то есть исполнением обрядов, обычаев, ритуалов) не спасешься. «Человек оправдывается не делами Закона, а только верою в Иисуса Христа. Законом никто не оправдывается перед Богом» (Гал. 3, 11). На первом месте вера, а из веры исходит соблюдение заповедей и первой из них — любви к Богу и людям.

Тем не менее, и у женщины, и у Иаира молитва была одна — молитва глубокой веры и упования на милосердие Божие. Искренняя вера в Сына Божия у Иаира, конечно, намного превышала все мысли о своих заслугах. Это видно из того, что Иаир, будучи человеком небедным, мог для лечения своей единственной дочери пригласить лучших врачей. Но он обратился с просьбой о помощи не к врачам, а к Иисусу Христу, веря, что Он может одним словом исцелить ее. Он не потерял веры и услышав, что дочь умерла. «Не бойся, только веруй, — сказал Господь, — и спасена будет» (Лк. 8, 50). Христос воскресил девочку по вере отца, не обращая внимания на тех, кто не верил и даже смеялся над Ним, потому что молитву, полную веры, упования и преданности всегда слышит Господь.

Размышляя над словами Евангелия, мы должны без всякого снисхождения спросить себя: имеем ли мы веру в Бога совершенную и непоколебимую, которая только и угодна Ему? Конечно, все приходящие в храм и многие из тех, кто не приходи i, но считает себя верующими, скажут: «Я верю в Бога». Однако, подумав, многие затруднятся сказать, что их вера совершенна.

Причина несовершенства веры в основном связана с любовью к мирской жизни, с ее заботой о питании и услаждении своего тела, превышающей заботу о душе. Каждый может вспомнить случаи, когда не пошел в храм из-за работы в огороде, поездки на рынок, встречи с родными или друзьями, ремонтом или строительством. Отказываясь от молитвы в храме, человек обычно ничего не выигрывает, потому что любое дело без Божьего благословения не может быть вполне успешным. Конечно, есть и серьезные причины, например, болезнь собственная или близких. Но и в этом случае домашняя молитва должна содержать в себе покаяние и просьбу о прощении за свое небрежение.

Сейчас уже начали стесняться называть себя неверующими. Но обычно это не вера, а нежелание выделяться из общей массы. Многие согласны с тем, что Бог есть, принимают во внимание Его заповеди, но систематически нарушают их, ссылаясь на обстоятельства, или на то, что «так делают все». В послевоенное время пьянство, воровство и наркомания стали национальным бедствием России. Воровство на работе чуть ли не оправдывается, вора называют «несуном», то есть нечто вроде спортсмена (бегун, прыгун, пловец). Безбилетный проезд в поезде тоже воровство. Еще больше грешат торговцы самогоном, ворующие здоровье и счастье многих семей. Ну а добытые деньги тоже идут не на богоугодные дела, а на игровые автоматы, пьянку, наряды, удовольствия. Воровство даже в малом оскверняет человека, притупляет его совесть, и поэтому легко переходит в постоянный обман, себялюбие и ведет к более серьезным преступлениям.

В наказание за наше неверие Господь попускает нам различные болезни и несчастья. Они одновременно являются испытанием нашей веры. Если мы в трудностях хотим сами своими средствами выйти из трудного положения, не обратившись предварительно к Господу, то это есть свидетельство недостаточной веры. Во всех трудностях, даже в минуты отчаяния, нужно вспоминать слова Иисуса Христа «Не бойся, только веруй» (Лк. 8, 50). Они вернут нам надежду и уверенность в том, что всё совершается по воле Божьей.

Будем же всегда помнить слова Иисуса Христа: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» и всегда повторять: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9, 23-24).

Вернуться к списку

Последние добавления