Публикации

Размышления о смерти

  Количество просмотров

К сожалению, в настоящее время мы очень часто слышим о человеческой смерти, а порой — о трагической и несправедливой. Тяжкие грехи — воровство, убийства — совершают далеко не все, а стихийные бедствия или катастрофы постигают добрых и невинных людей. Многие задаются вопросом: «Почему страдают невинные? Почему Бог несправедлив к страданиям человеческим?» В этих вопросах проявляется одно из самых сильных духовных устремлений человека — к правде и справедливости. Чувство правды, заложенное в нас Творцом, требует, чтобы добрый человек был счастлив, а злодей — наказан. Но зачастую в мире бывает все наоборот. Откуда такое противоречие? Но противоречия здесь нет и претензии напрасно предъявляются Богу. Разве все люди в мире веруют в Бога? Понятно, что нет. Тогда почему мы спрашиваем с Господа за собственные грехи? Божественные законы не исполняются нами, а виноват в этом Бог?

«Ищите прежде правды Божией», — говорит Господь, призывая нас видеть за бедами мира правду вечной жизни, которая обещана Христом всякому верующему в Него и поступающему по Его заповедям. Без веры в жизнь вечную многое из происходящего в мире будет казаться несправедливым. Но если помнить, что душа человека бессмертна и продолжает жить после телесной кончины, многое становится понятным. Душа нечестивца оказывается окружена демонами, волю которых человек творил в своей земной жизни. Лишения земной жизни не могут сравниться с сознанием безысходности и непоправимости своего положения после смерти. И наоборот, душа праведного ожидает совсем иная участь. Такая душа попадает в окружение светлых ангелов и оказывается утешена Богом в жизни загробной несравненно большими благами, чем наслаждения временной жизни.

Есть еще один вопрос, который волнует человеческое общество: почему Господь не уничтожил смерти на земле?

На этот вопрос нам отве6чает духовный писатель, проповедник, педагог святитель Димитрий Ростовский, прославившийся как составитель сборников житий святых «Четьи-Минеи». Также известны две пьесы, которые написал епископ. До наших дней дошли наставления, письма и проповеди святителя. В одной из таких проповедей святитель отвечает на вопрос: «Если Христос Своею смертию попрал смерть, то отчего же люди и теперь умирают?»

Есть три вида смерти: телесная, душевная и вечная смерть, преисподняя. Телесная смерть — это разлучение души от тела. Душевная смерть — это разлучение благодати Божией от души из-за грехов человека. Вечная смерть — разлучение человека от лика избранников Божиих и изглаждение из книги живых.

Святитель пишет, что Господь уничтожил только душевную и вечную смерть. А смерть телесную Он оставил на этом свете. Для чего?
Телесная смерть должна напоминать нам о грехе и отвращать от него. Смерти не было пока человек не согрешил. Поэтому смерть — это порождение греха. Глядя на то, как отвратительна смерть, мы должны помнить и том, как отвратителен грех. Если бы не было смерти, то человек перестал бы трудиться над собой. «Не видишь ты, человече, мерзости греха: посмотри же на смерть, взгляни на смердящий труп отвращались от греха и гнушались им» — пишет святитель. 

Также Христос оставил смерть телесную, чтобы люди не прилеплялись сердцем к земным удовольствиям. 

Христос оставил смерть телесную для исправления наших злых нравов. Человека трудно отрезвить. Похоть и жажда земного человека притягивают больше, чем заповеди Бога. Единственное, что может отрезвить человека и остановить его — это смерть или напоминание о ней. «Так, православные, Всемилостивый Господь устрашает своевольных грешников смертию, подобно судии, который приказывает поставить виселицу, чтобы злодеи, по крайней мере в виду ее, перестали злодействовать» — поясняет святитель Димитрий Ростовский. 

Спаситель оставил смерть, чтобы смирять человеческую гордыню. Если бы не смерть, на что не дерзнули бы гордые люди? «Александр Македонский, победитель многих народов и царств, дошел до такой гордости и безумия, что называл себя богом, и если бы этот мнимый бог вечно жил, какого бы зла он не натворил?» — вот такой пример. 

Смерть — это и утешение бедным, несчастным, больным, которые желают найти в смерти упокоение. Но особенно вожделенна смерть для избранников Божиих, которые, презирая эту жизнь, полную бедствий, всю надежду возлагают на жизнь Небесную. «Наше бо житие на небесех есть» (Флп. 3, 20).

Вернуться к списку

Последние добавления