«Господи, благослови!» — говорит добрый христианин, сотворив крестное знамение пред началом всякого дела. Обычай прекрасный и истинно христианский. Он вместе с богатым наследством других добрых обычаев передан нам от благочестивых наших предков. Предки наши научились ему у святой Церкви, а Церковь постановила его по учению Слова Божия (Пс.64:5-14; Пс.66; Пс.106:35-38; Пс.131:15; Пс.144:15). Поэтому должно думать, что в сем обычае есть глубокий смысл и великая польза для христианина. Свято сохранять его — наша обязанность. Но, чтобы исполнять его не по одной привычке, а с истинною пользою, надобно знать его духовное значение и силу.
Какая же сила в христианском обычае — начинать всякое дело молитвою о благословении Божием? То, что пред началом всякого дела христианин обращается умом и сердцем к Богу, есть движение живой его веры в Бога, Творца нашего, Вседержителя и Промыслителя, соединенное с чувством совершенной зависимости от Него и покорностью святой Его воле.
Когда человек легкомысленно берется за все и надеется все сделать хорошо и успешно без памяти и мысли о Боге, он находится в великом заблуждении. Кто он сам? Творение Божие. Откуда он имеет жизнь, душевные способности, силы телесные, время и средства, на которые рассчитывает? Все от Бога. Итак, один Бог, Творец наш, есть истинный Обладатель и верховный Распорядитель как всего мира, так и человека, и всех дел его, и всякого его труда и начинания.
Когда слуга, не спросясь своего господина, начинает хозяйничать в его доме, кто не назовет его безрассудным? Тем более, несогласно со здравым разумом поступает тот, кто в мире, в этом великом доме Божьем, хочет делать что-нибудь, не спросивши соизволения и благословения верховного Распорядителя и всевидящего Владыки вселенной.
«Для чего же, — говорят, — Господь дал нам разум и свободу? Давши их, Он дал нам и право все нужное для нас обдумывать, предпринимать, решать, исполнять». Предпринимай, обдумывай, решай, но с Богом, а не без Бога.
Если бы давши тебе разум, Господь оставил тебя с одним твоим умом, не много бы ты сделал. Спеша на труд, ты однако же ждешь, когда Господь выведет солнце, чтобы светить тебе. Ты сеешь и садишь, но Господь посылает дождь, теплоту и возвращает посеянное. Ты строишь, но из вещества Богом для тебя приготовленного. Ты здоров, но Божиим хранением. Ты ждешь в будущем плода от трудов своих, но это в Божией власти.
Какая малая часть в твоем успехе остается на долю твоего ума и твоих сил! Итак, чем больше имеешь разума, тем тверже помни, что неприлично разумному человеку, подобно необузданному коню, бросаться вперед, не оглянувшись и не подождавши мановения Того, Кто им управляет и Кто назначает ему путь. Потому-то и прекрасно поступает добрый христианин, непрестанно обращаясь к Богу с мыслию: «Все Твое, Господи, и я твой! Да будет Тебе угодно мое начинание! В моей воле да будет Твоя воля, мое дело да будет Твоим делом ко благу моему и славе святого имени Твоего!» Молитва о благословении Божьем пред началом дела есть единственное средство успокоить душу нашу в тех случаях, когда исхода дела не может предвидеть никакая мудрость человеческая, и никакая сила не может отвратить препятствий и опасностей нам окружающих.
Родители женят сына, отдают замуж дочь: кто может удостоверить их, что их дети будут непременно счастливы? Путешественник отправляется в дальний путь морем или сушею: кто может сказать ему, что в море он не утонет и на суше не встретит опасностей, даже в местах, по видимому, безопасных? Воин идет в сражение: кто его успокоит и уверит, что он не будет убит? Купец посылает товар в дальние страны, отдает капитал в чужие руки: кто поручится ему за чужую душу, когда душа наша изменчивее моря, непостояннее ветра? Кто в таких случаях может осветить для нас темное будущее? Кто рассеет наши тревожные мысли и опасения, успокоит смятенное сердце? Одна вера в Промыслителя Бога, одна надежда на попечительную любовь Отца небесного! Он, по Своей премудрости, разделяет нам и горе, и радости для нашего блага. Ему ветры и море повинуются. Он властен над оружием врага. Он управляет сердцем человеческим. В его руке наша жизнь и смерть, и без воли Его не упадет волос с головы нашей (Мф.10:30).
А в чем воля Божия о нас, в том и судьба наша, и в этой судьбе непременно наше благо. Только бы в сердце нашем была покорность Ему, а в делах наших страх Божий. В глубине своего сердца, дома пред святыми иконами, в храме пред престолом Божьим православный христианин Его молит и у Него благословения на свое дело просит. Он приклоняет в храме свою голову к святому Евангелию, как руке Самого Спасителя; лобызает крест святой, как знамение всяких благословений Божиих нам дарованных чрез Иисуса Христа (Еф.1:3); приемлет благословение от руки служителя Божия, как нисходящее от Самого Бога, и почивает сердцем на уповании всякого блага от всещедрой Десницы Господней.
Молитва пред началом дела есть лучшее испытание достоинства самого дела. «Боже, ущедри ны, — говорит святый Пророк Давид, — и благослови ны, просвети лице Твое на ны» (Пс.66:1).
Пред лице Божие становится христианин на молитве. От лица Божия исходит свет истины и правды. Он озаряет мысли и совесть молящего. Пред ним откроется всякая ложь и неправда, всякая нечистота, прилипающая из грешного сердца нашего к нашим намерениям и начинаниям, в которых мы именем добра часто называем своекорыстную пользу, именем счастья — не всегда чистое удовольствие.
Обращаясь к Богу за благословением, по доброму обычаю, ты тотчас увидишь недоброе в своем сердце. И страшно тебе будет сказать: Господи благослови, когда ты сам увидишь, что к твоему делу примешался грех. Нет благословения Божия на лжи и обмане, на хитрости и лукавстве, на хищении и утайке, на мести и зложелательстве, на праздности и лености, на плотоугодии и сластолюбии, на роскоши и изнеженности. Оставь свое дело, если совесть, просвещенная молитвою, укажет тебе в нем что-нибудь подобное, или проси благословения Божия очистить его от примеси греха и исполнить с чистотою ума и сердца, с прямотою и честностью, к истинному благу твоему и благу ближнего твоего.
Благословение Божие есть сила Божия. Под благословляющею рукою Божьей все растет и плодится, цветет и радуется. Храни, православный христианин, сей священный обычай: проси благословения Божия на всякое дело полезное не только для жизни вечной, но и для жизни земной. Для Бога ничего не мало, что касается нашего счастья и спокойствия, и ничто не может быть недостойным Его, кроме греха. Имей о Нем непрестанную память, и Он тебя не забудет. Делай все, представляя себя пред очами Его, и Он с тобою будет делать все доброе и чистое. Дело будет спориться в руках твоих.