Приходит священник на отпевание и видит до боли знакомую картину: завешенные зеркала, налитая рюмочка с корочкой хлеба. Родственники стоят двумя группами: одна остается с ним и молится около гроба, а вторая стоит на улице, курит, обсуждает политику, новости и ждет самого главного – поминок. Причем если задуматься о сути происходящего, то это не поминки в христианском смысле слова, а самая настоящая языческая тризна.
Для древнего язычника понятие «род» был чем-то гораздо более глубоким и важным, чем просто семья и родственники. Род — это все родственники живые и мертвые. Причем мертвые были такими же реальными членами семьи, как и живые. Не случайно в честь предков устраивались праздники, во время которых предкам жертвовали часть приготовленных блюд, показывая тем самым им свое уважение и почтение.
Поминальные трапезы сопровождались множеством поверий. Например, нельзя класть ложки дном вниз, или нельзя молодому первым вставать из-за стола т.к. первый вставший из-за стола первым и умрет. Кстати, «связь с предками» могла быть «обоюдной»: в ночь после поминовения усопших предки могли послать «вещий сон» чтобы предупредить членов рода.
Для язычника суть культа предков заключалась в собственной безопасности. Неуважительное отношение к ним может повлечь беду для всей семьи. Поэтому предков нужно было задобрить, иначе не оберешься беды!
Христианство совершенно по-другому смотрит как на саму смерть, так и на все, что с ней связано.
Согласно Священному Писанию смерть есть результат греха. Смерть — это разрыв между Богом и человеком, который надо преодолеть. Иными словами, смерть — это аномалия, это то, чего не должно быть.
Благая Весть говорит нам о том, что смерть побеждена смертью и воскресением Иисуса Христа. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). В Христе для каждого христианина новая жизнь, в которой нет места ни смерти, ни страху перед смертью. По сути, христианство совершило настоящую революцию: мертвые перестали быть опасной силой, которую необходимо задобрить.
Суть христианского поминовения усопших заключается в любви. Если язычник исходит из страха перед мертвыми и смертью, то христианин по совей любви к ближним желает им попасть в Царство Небесное и там быть вместе с Господом, создавшим их. Этой заботой и любовью пронизаны все те молитвы и священнодействия, которые сопровождают смерть в Православии. Православное поминовение усопших — это совместная молитва всех верных.
Православный человек не боится усопших, ему не надо их «задабривать» и, тем более, защищаться от них. Мы любили их в земной жизни и эта любовь простирается и за гроб. Совместная молитва, общее Причастие — вот настоящее поминовение усопших. А столь любимый многими поминальный стол делается уже ради нас, оставшихся на земле, и никак не влияет на усопших. Поминальный стол для язычника – это общение с духами предков, которые пируют вместе со всеми. Для христианина акцент смещается с поминальной трапезы на совместную молитву об усопшем.
Первые христиане собирались вместе для молитвы. Да, там был небольшой поминальный стол, но он нес иную «функцию». Люди молились, вспоминали усопшего, и, между прочим, немного кушали для поддержания физических сил. То есть центром этого собрания была молитва, а не стол.
К сожалению, мы забываем об этом. Часто поминовение превращается в настоящий языческий ритуал, сопровождаемый маленькими жертвами для усопших и различными суевериями, а, главное страхом навредить усопшему или разгневать его.
К сожалению, языческий культ предков, ужасно примитивный по сравнению с христианским учением о смерти и воскресении, оказался очень живучим.
В нашей современной жизни «культ предков» в его языческой форме до сих пор играет значительную роль. Давайте честно скажем, что порой все, что связано с покойниками вызывает у нас страх. Достаточно хоть раз побывать на поминках и трезво взглянуть на все ритуалы и обряды, которые связаны с похоронами.
Все эти ритуалы также связаны с «задабриванием» души усопшего. Обязательно надо на поминальной трапезе оставить водку и хлеб, чтобы покойник был сытым и не разгневался. Хотя по православному учению, душа бестелесна и ей не нужно питаться.
Обязательно надо занавесить зеркала чтоб не отвлекаться на свое отражение и не злить покойного. А еще, не дай Бог, он вселится в зеркало и будет мстить живым.
Обязательно говорить только хорошее о покойном, так как покойник может разгневаться. Я уж не говорю про то, что надо на могиле обязательно оставить «подношение» покойному в виде водки, конфет и хлеба.
Итак, дорогие друзья, наше поминовение усопших является показателем нашей веры. На чем она основана? На страхе или на любви? На желании помочь человеку или отгородиться от него? И ответ на этот вопрос каждый должен дать сам себе.