15 февраля, уже в эту среду, мы будем праздновать праздник Сретения Господня. Вот, что во второй половине ХХ века писал на Западе протопресвитер Александр Шмеман: «Есть удивительный церковный праздник — Сретение Господне. Мало кто теперь знает о нем, ибо он так часто приходится на будний, рабочий день, тонет в ритме и суматохе нашей такой обыденной, такой грубо материалистической жизни! А когда-то он был одним из важнейших, самых радостных и значительных дней церковного года — одним из двунадесятых праздников, т.е. праздников, связанных с теми главными воспоминаниями Церкви, в которых она выразила и запечатлела свое переживание миpa, жизни и человека».
Мы с вами, к счастью, этот праздник не забываем. Но в то же время можем подтвердить: смысл этого Сретения, этой, в переводе с церковнославянского, «встречи», от нас часто ускользает. Давайте напомним себе: через 40 дней после рождения Богомладенца согласно религиозным предписаниям Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица приходят из Вифлеема в Иерусалим, чтобы принести жертву за Ребёнка, а ещё посвятить Первенца Богу. И вот в храме их встречает старец Симеон, которому три сотни лет… И Бог обещал ему когда-то, что он не умрёт, пока не увидит Христа, Спасителя человечества.
Праведный Симеон берёт Иисуса на руки, и возглашает: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эти благодарственные слова, кстати, Церковь бережно сохранила, и теперь мы молимся ими, например, после Причастия, также они звучат во время Крещения младенцев мужского пола, да и все мы слышим их на каждой вечерней службе…
«Зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне? — вопрошает исповедник ХХ века святитель Лука Войно-Ясенецкий. — Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец… Если хотите иметь дерзновение в час смертный повторить его молитву и сказать: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», – если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».
Представляете, о чём сейчас сказал святой Лука Крымский? О том, что даже смерть теперь нам не страшна, что она растоптана, что мы с миром теперь можем умирать, мирно уходить из жизни, ибо знаем: Христос воскрес, и нас совоскресит с Собою. Только надо взять иго Его на себя, и стремиться всем сердцем к Нему.
По словам святых отцов, глубинный смысл праздника Сретения – во встрече Ветхого завета с Новым, во встрече падшего человечества с Богом. Один из лучших сынов Израиля принимает на руки Младенца, и теперь, поистине, может умереть спокойно, может радостно уйти во тьму, в которой уже начал сиять невечерний свет. Как потом напишет Иосиф Бродский:
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
Вот и нам воссиял свет, каждому из нас, далеко не так праведному, как старцу Симеону, а потому ещё более нуждающемуся в утешении. Триста лет странствия по пустыне жизни заставили изнемочь того древнего человека, и вслед за Соломоном он мог воскликнуть: «Всё суета сует!». Нет ничего нового под солнцем – и смех детей, и радость первого поцелуя, и выращенный тобою хлеб – всё пройдёт… Всё проходит, и всё повторяется, и так из года в год, и ад всё больше и больше заполняется людьми, падшими потомками Адама, изгнанного из Рая, и так и не вернувшегося туда. Суета сует – вся эта жизнь.
Но вот приходит Христос, приходит за тем, чтобы взять человека за руку и вырвать его из раскрытой пасти ада, поднять к свету, вернуть в солнечные дни уже почти позабытого Рая. И старец Симеон на минуту расправляет плечи, берёт, как сокровище, этого беззащитного Младенца на руки, и говорит радостные слова: «Ныне отпущаеши…». Мир пришёл на землю, ветхий человек встретился с Богочеловеком, и теперь вся жизнь каждого из людей призвана стать одной напряжённой струной, одним радостным ожиданием встречи с Тем, Кого он когда-то потерял...
Если получится, приходите на праздник Сретения в храм – вечером и утром. Приходите туда, где мы можем максимально близко встретиться с Богом, настолько, что мы в Нём, а Он в нас – то есть можем причаститься, стать частью Христа. Приходите в храм, где иконостас увит растительным орнаментом, и не просто так, а потому что растения – это символ Рая, а храм – символ этого безгрешного места. Здесь с икон на нас смотрят то ли ангелы, то ли люди – добрые и радостные святые, лучащиеся светом. Здесь не поймёшь, где Небо, а где земля – здесь поистине Небо на земле. Здесь человечество встречает Бога, и здесь уже Он нас берёт на руки, и несёт, как заблудившуюся овечку, к стаду.
Светильник светит, и тропа – расширяется.