Дореволюционный журнал «Троицкое Слово» неизменно начинался с небольшой рубрики под названием «Уроки духовной мудрости преподобных отцов Варсанофия Великого и Иоанна». Под таким заглавием публиковалась хорошо известная в Православии книга по аскетике, составленная на основании трудов сирийских подвижников V–VI веков преподобного Варсонофия Великого и Иоанна Пророка.
Книга эта составлена в популярной форме «вопросов-ответов» и является подлинным документом, дошедшем до нас из глубины веков. Великие аскеты, подвизавшиеся в пещерках близ палестинского монастыря аввы Серида, отвечали на многочисленные вопросы своих духовных чад – и эти драгоценные ответы публиковал в своём журнале владыка Никон (Рождественский) в начале ХХ века, и эти ответы публикуем теперь и мы, в веке ХXI.
Что нужно знать, прежде чем читать рубрику «Уроки духовной мудрости»? Что любая духовная переписка, любые духовные советы – это не инструкция по спасению, не общепринятые правила, а дифференцированные знания, обращённые конкретно к вопрошающему. Это значит, что мы должны знакомиться с ответами аккуратно, с оглядкой на свой собственный опыт, и принимать – как и всё прочее в мире – с рассуждением.
Есть ответы бывалым монахам, есть – начинающим инокам, есть – мирянам, и все советы – совершенно разные. Поэтому мы сможем по-настоящему расширить свой кругозор, узнать, как спасались христиане в Египте полторы тысячи лет назад… И, конечно, что-то почерпнём в них и мы, дети века компьютерной цивилизации.
Итак, приготовившись к адекватному восприятию, приступим…
Вопрос: «Если предстоят душе две вещи вредные, и никак нельзя избежать одной из них, что делать?»
Ответ: «Из двух вредных вещей надо выбирать менее вредную.
В отеческих сказаниях написано: некто пришёл просить у другого динарий, и тот не дал ему, сказав: мне нечего дать тебе. Когда же спросили его, отчего не дал ему, отвечал: если бы я дал ему, это причинило бы ему душевный вред, а потому я и предпочёл лучше нарушить одну заповедь, чем допустить пагубное для души».