Публикации

Проповедь митрополита Феофана в праздник Сретения Господня в Никольском храме Зеленодольска

  Количество просмотров

15 февраля 2017 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в храме Святителя Николая в городе Зеленодольске. После чтения евангельского зачала (Лк. 2:22-40) архипастырь обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Какой праздник мы с вами празднуем сегодня? Сретение Господне. Нередко встречается некое народно-бытовое представление, что это праздник встречи зимы с летом.

Действительно, Сретение — это встреча. По иудейскому обычаю на 40-й день после рождения мальчиков приводили в храм и посвящали Богу. В жертву за него отдавали двух птенцов или горлиц. Этот закон исполнили Богоприимец Иосиф и Пречистая Дева — они принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Там находился некий старец по имени Симеон. Ему было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит Христа, Который спасет мир.

Когда в III веке до н.э. переводили Библию с еврейского на греческий язык, то в числе переводчиков — это были знающие, умные люди — был Симеон. У переводчиков были острые ножики, чтобы, если попадалась ошибка в рукописи, можно было ее подчистить. Вначале Симеон перевел так, как было написано: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14). Но потом его начала точить мысль, что этого не может быть, что это противоестественно. И когда он собрался подчистить, Ангел Господень остановил его руку и сказал: «Господь повелевает тебе жить, пока не увидишь Младенца Христа, рожденного от Девы».

Шли годы, десятилетия, века — и он не умирает, и Младенец не рождается. Можно представить состояние этого праведника: с одной стороны, есть повеление Божие, с другой стороны, идёт время. Наконец, приносят весть, что родился Христос в Вифлееме. Младенца принесли в храм Иерусалимский, где Его принял на руки 300-летний старец Симеон, который сомневался в возможности родить Деве без мужа. Его сердце и разум, просветленные благодатью Божией, откликнулись и затрепетали. Взяв на руки этого младенца, он воспевает знаменитую песнь: «"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром", — ведь Ты сказал мне когда-то, что я встречу Сына Божия, младенца Христа». И далее: «... яко видеста очи мои спасение Твое, свет во откровение языков…». Каких «языков»? Весь языческий мир, и нас с вами, просветил Свет Христов. «...и славу людей Твоих Израиля». Да, и славу Израиля, ибо Христос родился именно в этом роде.

Чем для нас является праздник Сретения Господня — только историческим воспоминанием или чем-то большим? У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Пет. 3:8), и мы с вами вновь и вновь переживаем это событие, которое принесло нам спасение. От чего же спасает нас Христос? От порочных пристрастий, от грехов. В Крещении мы получаем то семя, которое должно возрасти в нас и очистить душу. Говорят безбожники, да и верующие люди: «Христос спас нас, а мы грешим, люди убивают друг друга, творится такое беззаконие, что язык не поворачивается назвать — и как бы тайна спасения Христова унижается».

Но в том и суть. Приведу пример: вы, хозяйки, сажаете в огороде — вначале из семени проращиваете рассаду, потом высаживаете её в грунт. Сколько заботы, сколько трудов: надо полить, взрыхлить, обязательно убирать сорняки. Так и нам в Крещении даётся это очистительное семя, которое сочетается благодатно только тогда, когда наша свободная воля трудится над его взращиванием, чтобы получить плод чистоты. Мы не роботы и самое большое достояние человека — его свобода, которую дал нам Господь.

Как правило, нас крестили в детстве и мы уже забыли или не знаем вовсе, какие обещания давали Богу при Крещении. Но сейчас есть возможность внимательно изучить, что Бог от нас требует и что мы уже имеем, какой росток благодати Божией. У нас есть ещё время, пока мы живы. Конечно, лучше не давать сорнякам забить это семя, но бывает, что кажется: «Всё, хилое растенье. Где-то заболела, когда-то проспала, где-то заботы были иные — и забыла про огород, а потом увидела сплошной бурьян». Но есть-то надо, и усердно начинаешь работать. Вначале трудно, ведь укоренились эти травы. Но мудрая хозяйка польет сначала, чтобы легче было убрать этот бурьян. И смотришь — вновь оживает семя.

Так и души наши, заросшие сорняками. Мы должны обратить взор на свою совесть, на свою душу, поразмыслить, как же нам быть — ведь настанет время жизни за гробом. Надо думать, как очистить свою душу, как прополоть её от сорняков и нечистот, как взрыхлить и полить молитвой, постом и добрыми делами. И тогда оживёт чистый росток благодати, заложенный в душу во святом Крещении.

Вновь обратимся к сегодняшнему празднику. Куда несли родители Младенца, Кому посвящали? В храм, Богу. В где наши дети? Я радуюсь на вас, ребята, что вы в храме сегодня, и день Сретения — это День православной молодежи. Будьте семенем в земле Зеленодольской, подавайте другим пример. Не бойтесь, что вас мало — твёрдо стойте в православной вере, показывайте добрый пример личным нравственным путём, в трудолюбии, упорстве в учебе, чтобы все видели: православные живут с чистым сердцем, с высокими нравственными нормами и любят Отечество. Вас ещё немного, но и апостолов было всего двенадцать, а весь мир стал христианским. И вы в своём роде тоже апостолы. Несите веру и храните её.

Не забывайте детей вести в храм Божий и говорите со своими детьми, внуками и внучками. Куда идти дальше? Ведь дошли «до ручки»: в помойки детей выбрасывают, браки гражданские, которые всегда именовались блудной жизнью... К сожалению, беззаконие мы вводим в рамки законы и в этом проблема современного мира. Когда физические законы нарушаются — происходят катаклизмы; нарушение законов, устанавливаемых государством, заканчивается преследованиями. Нарушение же заповеданных Богом нравственных законов — самое опасное нарушение, это практически предписание себе гибели, причём вечной!

Как будет хорошо, когда каждый из нас вслед за праведным Симеоном воспримет Христа в своё сердце, в свою душу, в свою жизнь, чтобы в тот момент, когда отойдём из этого мира в мир иной, так же сказали мы: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления