Этот день стоит как бы на пороге, еще не пост, но уже и не обычный день. Воспоминание адамова изгнания из рая, так называют этот день в церковном календаре. Изгнание из рая — какое верное слово. Изгнанием из рая началась многотрудная жизнь человечества вне рая на земле. Изгнанием из чрева матери мы рождаемся в этот мир. Вот и этот день стоит наряду с теми днями, которые являются «водоразделами» жизни и исторических эпох.
День перед началом Великого Поста — масленичные гуляния еще не закончились, еще слышны шум и веселье, на городских площадях идут праздничные гуляния, едят блины, сжигают чучела. Почти языческий разгул, казалось бы, царит во всем мире. Но именно в этот день мы вспоминаем первого человека, одну из самых печальных страниц его, да и нашей жизни, — изгнанием из Рая началась новая жизнь для Адама, в которой он потом и кровью добывал себе пропитание.
Сидел Адам подле рая, говорится в славнике стихир на «Господи воззвах» этого дня, и, видя свою наготу, оплакивал ее, говоря: «Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: Помилуй меня падшего!»
Изгнание из рая явилось началом долгого пути. Так и наше «изгнание» из непостной жизни является началом великого пути поста с большой буквы. Но как точка начала не есть еще путь, так и сыропустное воскресенье несет в себе как масленичное веселие, так и сладкую печаль поста. В этот день решается наша судьба. Вечерня с чином прощения разделяет время до и после, и хоть гастрономический пост наступает в полночь, чин прощения — это «изгнание» из обычной мирской суеты. Очистив свою душу покаянием и прощением, можно идти по стези поста. И как жизнь Адама явилось началом длинного пути человечества от первых людей — потоп, жизнь Авраама и Моисея, история Израиля и кульминация всего: распятие и воскресение Иисуса Христа, так и мы, отложив с первого дня поста Евангелие, начинаем читать книги Ветхого Завета. Каждый будний день Великого Поста на богослужении читаются три ветхозаветных отрывка их книг Бытия, пророка Исайи и Притч Соломоновых. Мы как бы переносимся во Времена Ветхого Завета, идя весь пост к Страстной седмице, на которой вспоминаются события последней недели жизни Иисуса Христа, и где за распятием ждет нас Светлое Христово Воскресение. Но для Воскресения надо еще потрудиться.
Как говориться в славнике стихир на хвалитех в сыропустное воскресенье: «Наступило время, духовных подвигов начало, над демонами победа, облеченное во всеоружие воздержание, ангельское благолепие, к Богу дерзновение: ибо благодаря ему Моисей соделался собеседником Создателя и глас Его незримо воспринял слухом. Господи, удостой через него и нас поклониться Твоим страданиям и святому Воскресению, как Человеколюбец!»