Подошла к концу первая неделя Великого поста. Четыре вечера мы собирались в храмах, вновь и вновь молились, и коленопреклоненно взывали к Господу покаянным гласом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!». Тем, кому удалось побывать на общем чтении канона Андрея Критского, наверняка запомнилось тихое и радостное ощущение Церкви как своей семьи.
С разных концов города, из разных рабочих коллективов, совершенно непохожие друг на друга сварщики и кондитеры, секретарши и продавщицы, вагоновожатые и киоскеры, бизнесмены и домохозяйки — мы собирались по какому-то неведомому зову в полутёмном храме, смотрели слегка удивлённо друг на друга, улыбались… Вперёд выходил священник, и вот уже мы называем своим Отцом Одного и Того же, просим и плачем одинаково, провозглашаем главной целью жизни нечто единое, одно на всех. «Я не один, нас много, и мы вместе», — думает каждый, украдкой озираясь на соседа. И тихая радость вдруг начинает греть сердце.
И вот завтра — первое воскресенье Великого поста. У него много смыслов и литургических особенностей, и мы коротко постараемся вспомнить их.
Во-первых, важная тема — Божественная литургия. Великим постом по воскресеньям служится Литургия святителя Василия Великого, по субботам — Иоанна Златоустого, по средам, пятницам и большим праздникам — Григория Двоеслова. В чём отличия этих служб, почему по будням не совершается таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, можно ли приносить ли младенцев на причастие в среду и пятницу — на эти вопросы мы ответим в отдельном материале. Пока же стоит помнить, что «выходные» суббота и воскресенье — в какой-то степени становятся и выходными от поста. Конечно, молоко мы по-прежнему не пьём, и сыром не закусываем — но главная радость и ликование христиан — Божественная литургия — в храмах происходит.
Второй важный момент — это апостольское и евангельское чтение. Здесь следует знать, что изначально Великий пост являлся периодом последнего испытания, последней подготовки оглашенных ко Крещению. И вот сейчас, когда это таинство совершается практически не зависимо от церковного календаря, на память о прежней практике нам осталось очень много этаких артефактов, рассыпанных по всему Великому посту.
Интересно, что батюшки советуют и нам «на секундочку» представлять себя оглашенными, т.е. пока только готовящимися к принятию Крещения. Всей своей лукавой и двойственной жизнью мы и вправду далеко отходим от обещаний, данных когда-то, и вот время Великого поста может стать настоящим путём обратно — к Богу.
В этом нам помогают особые воскресные чтения Нового Завета. «Крещение открывает новую вход в новую жизнь, дарованную Христом, — пишет протопресвитер Александр Шмеман, — Эта новая жизнь ещё только возвещена и обещана оглашенному, и он ожидает и принимает её верой. Он подобен людям Ветхого Завета, жившим верой в обещанное, исполнения которого сами они не увидели.
Таков смысл первого воскресенья. Упомянув всех праведников Ветхого Завета, апостол Павел заканчивает словами «…и все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее».
Что же это такое? Ответ даётся в Евангельском чтении первого воскресенья: «…увидишь больше сего… истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Это означает: вы, оглашенные, которые верите в Христа, хотите креститься, готовитесь к Пасхе, — вы увидите наступление нового времени, исполнение всех обетований, явление Царства Небесного. Но увидите вы это, только если сами поверите и раскаетесь, если перемените своё видение жизни, если возжелаете и если примете подвиг».
Наконец, третья тема этого воскресения — это Торжество Православия. Когда-то давно, в 843 году в Константинополе именно в первое воскресенье поста случилось радостное свержение ереси, получившей огромное распространение в то время. Речь об иконоборчестве — противлении якобы «культу» икон, когда заплутавшие в собственных измышлениях ревнители благочестия настолько умножились и сумели поднять такую волну ереси, что почитавших иконы православных убивали, бросали в тюрьмы, а храмы и дома были пусты от любимых нами «окон в Небо».
Церковь долго боролась с этим расколом, лучшие умы и золотые сердца были брошены на передовую духовной войны — ведь, в сущности, речь шла об очень важной вещи — воплощении Непостижимого Бога, ставшего близким и понятным. «Если Невидимый, воплотившись, стал видимым, ты можешь изобразить подобие Того, Которого видели», — сказал по этому поводу преподобный Иоанн Дамаскин, и мы с вами до сих пор имеем счастье молясь, взирать на образ, но при этом обращаться не к доске и краскам, а Первообразу.
Чин Торжества Православия совершается после Литургии — это очень интересное и воодушевляющее последование, которое изначально включает в себя и анафематствование (констатацию отпадения от Церкви) различных еретиков (сейчас звучит только на архиерейских службах), и радостное провозглашение памяти святых отцов и учителей, и громогласное пение Символа веры, и «многая лета» крепким верой христианам, и часто повторяющееся прошение и том, чтобы все-все стали правильно славить Бога, стали православными: «Да все придут в познание вечной Твоей истины».
А потом мы поцелуем святые иконы на аналоях, и собранно, но радостно пойдём дальше по дороге Святой Четыредесятницы. «Воскресение Христово видевше» — это значит, пойдём, увидев Воскресение Христа. И если Он с нами, то кто на нас?