Се воистину израильтянин, в нем же льсти несть (Ин. I. 47).
В сегодняшний воскресный день Святая Церковь воспоминает всех ревнителей правой веры — ближайшим образом тех, которые способствовали полной, окончательной победе Православия над всеми ересями и особенно над последней из тяжких ересей — иконоборством; а затем Святая Церковь сегодня воспоминает и древнейших ревнителей правой веры и их преемников — пророков и апостолов. Потому-то сегодня читалось Евангелие о том, как Господь призвал на апостольское служение первых учеников Своих.
Этим евангельским чтением Церковь научает нас, что во все времена ревнители святой веры были похожи друг на друга, что и позднейшие ревнители святой веры похожи были на древнейших, на пророков и апостолов. Но вместе с тем, как все они не похожи на обыкновенных людей, на нас! Чем же наиболее отличались от нас в жизни, в общежитии эти люди, горячо и твердо верившие в Бога, не жалевшие положить душу свою за веру? Откуда бралась у них такая ревность по вере? Это Спаситель указал в тех словах, которыми он встретил одного из первых апостолов, святого Нафанаила. «Видев же Иисус Нафанаила, грядуша к Себе рече: «се воистинну израильтянин, в нем же льсти несть», — «вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства»...
Вот чем наиболее отличались от нас все древнейшие и позднейшие ревнители веры — отсутствием у них всякой льсти, всякого лукавства, всякой неправды. У них было в душе какое-то отвращение от всякой неправды, от всякой лжи, от всякого обмана. И потому они не только тянулись к Богу, Который есть Бог правды, Который любит правду, — но и отвращались диавола, который есть отец лжи. Да, братие, редкое это качество у людей — правдивость. Боятся, особенно боятся люди правды. Боятся, чтобы о них не узнали и не сказали всю правду; не любят и другим говорить правду; боятся говорить ее. И сколько зла происходит от этого? От этого люди совершенно теряют веру друг в друга. А как же жить вместе, как иметь общие дела с человеком, если совершенно не верить в него? И все это от того, что люди не привыкли говорить правду друг другу, что в них много «лести», «лукавства». Не может быть настоящей, хорошей жизни, дружной между людьми, не может быть согласия и любви между ними, пока среди них не будет правды, пока человек не станет говорить другому то, что он думает и чувствует. На первое время может показаться, как это легко и просто говорить то, что думаешь и чувствуешь и как, наоборот, тяжело и неестественно говорить совсем не то, что думаешь. Но на самом деле сколько мужества иной раз бывает нужно, чтобы сказать другому всю правду о себе и о нем. За что наиболее терпели пророки и все святые ревнители веры? За что их мучили, пытали, предавали смерти? За то, что они говорили всегда правду в глаза каждому человеку, не делая различия между знатными и незнатными, не боясь, сильных мира сего.
И, благодарение Богу, всегда были и есть, не переводились и никогда не переведутся на земле люди, способные на такое мужество, готовые все потерпеть за правду. Ими, такими людьми, и держится правда на земле. Благодаря им, и другие научаются ценить правду, стыдиться своей неправды. Благодаря им, в человечестве не умирает вера в то, что правда когда-нибудь воцарится на земле, что все минует, одна правда останется, что когда-то со всей земли «потребит Господь вся устна льстивая» (Пс. 10, 3).