Публикации

Проповедь митрополита Феофана в Неделю Торжества Православия в Благовещенском соборе Казани

  Количество просмотров

5 марта 2017 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Казанского кремля. После чтения Евангелия Его Высокопреосвященство обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня по уставу Святой Церкви мы празднуем Торжество Православия. Как нам известно, на протяжении долгих веков Святая Церковь испытывала великие трудности. Вначале это были открытые гонения на христиан со стороны иудейской элиты, которая науськивала народ и правителей против христиан. Затем вся мощь Римской империи обрушилась на христиан.

Что такое «государственная машина», нам хорошо известно. Советский Союз не был Римской империей, но каток, который прошел по христианам уже в XX веке, был не менее, а может быть, более тяжёлым, чем в первые века христианства. Как и в те времена, христиан преследовали, гнали, убивали. Не родит земля — виноваты христиане, случился пожар — виноваты христиане. Вспомним Нерона, который устраивал факелы из христиан. Христиан бросали ко львам, на арены цирков, и они шли безбоязненно.

И в наше время приходится иногда слышать, что вера в некоего неизвестного Бога — эфемерное заблуждение. Лжецы! За какого «неизвестного» Бога пойдут на смерть десятки, сотни тысяч людей? Люди шли и умирали за Христа, твёрдо веруя, ведь Христос неоднократно открывался мученикам, утешая их, поддерживая и укрепляя. Вот за Кого и за что умирали! Умирали за Христа, ибо знали, что Его распяли ни за что. Но знали и другое: Христос воскрес и вознесся на Небо, Он основал Святую Церковь, в которой мы сегодня с вами.

В Неделю Торжества Православия митрополит Феофан совершил Литургию в Благовещенском соборе

В Неделю Торжества Православия митрополит Феофан совершил Литургию в Благовещенском соборе

Я вновь обращаюсь к вам. Сердце скорбит: где мы, православные, где наши дети? В этом величественном, за века намоленном соборе, хотя и на многие десятилетия поруганном и закрытом, вновь возобновилось служение. Но где же мы, Русь святая? Русская душа, по каким непонятным местам ты ходишь, куда ведут тебя люди тьмы века сего? Разве мало ты испытала в XX веке? Была великой Россия, но последовал целый век терзаний, гонений, испытаний. За что? За наше отступничество. Кто рушил наши храмы, кто гнал нас в тюрьмы, кто расстреливал? Мы друг друга убивали.

Неужели мы не сделаем уроков из этого тяжкого времени? Сегодня нас не терзают, не гонят в тюрьмы, но в чём-то опасность возросла. Назовите мне канал, где порок и бесчестие не стали основным материалом! Покажите журнал светский, где не пропагандируются самые низменные чувства! Что же делается ныне? Развращается наш народ, развращают его искусственно, вновь стараются изгнать Бога из наших душ. В далёкие времена 12 апостолов прошли по великой Римской империи и завоевали не мечом, не оружием, а Словом Божиим весь мир. То, что сегодня называется «просвещённым миром», в основе имеет христианские корни...

Почему я говорю об этом в день Торжества Православия? Когда невольно встаёт в уме вопрос: «Что творится? Где это торжество? Где наш народ, который пришёл в православные храмы?» — иногда уныние наступает. Но что же, кончилось всё? Нет. Сам Господь сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). В этом наша твердая вера, наше доверие Богу, поскольку всем силам тьмы невозможно разрушить то, что Бог создал.

Радуюсь сегодня, что в основном мужчины стоят здесь. Дорогие мои, запомните: на всех нас лежит ответственность хранить веру. Нам целый век вбивали в голову, что Церковь — удел стариков. Какая ложь! Я обращаюсь и к нашим пастырям, стоящим во множестве в алтаре: помните, что не правилен этот подход. Я слышу иногда от вас: «Пришли только старики и старухи»… Если у вас в храмах старики и старухи, во многом виноваты пастыри. Очевидно, нет горения, самопожертвования, нет личного примера. Чтобы молодежь шла в храм, мы должны работать в первую очередь над собой. И ты, Феофан, тоже смотри на себя, не совершай оплошностей, поступков, которые бы соблазняли народ, ибо правая жизнь — прежде всего.

Я обращаюсь к вам. Много нас сейчас или мало? Можно сказать, что нас совсем мало в соотношении с численностью местного населения с православными корнями. А по сравнению с апостолами нас много. Их было 12, но практически весь мир стал христианским… Если мы станем настоящими свидетелями своей веры, веры отцов, той веры, которая сделала Россию великой страной, — поверьте, мы многого добьёмся. В этом я глубоко убеждён.

Но ничего пастыри или владыка без вас не сделают. Только вместе! Сектанты ходят по нашим домам, ловят за полы — они готовы, они жертвуют, идут. А мы? А мы боимся на работе при своих товарищах осенить себя крестным знамением или отказаться от скоромного в пост. В одиночку ещё пойдем в храмы, дома помолимся, а на людях стесняемся свидетельствовать о нашей вере. Это некое двуличие, это некая трусость. Значит, нет в нас твёрдости.

В канун Недели Торжества Православия митрополит Феофан совершил всенощное бдение в Казанско-Богородицком монастыре

В канун Недели Торжества Православия митрополит Феофан совершил всенощное бдение в Казанско-Богородицком монастыре

Кого бояться? Мы у себя дома, в православной стране. Да, мы живём в республике совместно с людьми иной веры, мусульманами. Но я всегда говорил и говорю: посмотрите на них, они гораздо активнее нас возрождают свою веру. Традиции их молодежь, дети, семьи хранят лучше, чем мы. Что же мы, Иваны, родства не помнящие? Разве не должны мы задуматься, куда пойдет Россия, что будет с нами и нашими детьми? Слишком высока цена проигрыша, который в вечности, который есть утрата Царства Небесного. Верьте или нет, но нас ждёт Страшный суд и определение — быть с Богом или без Него, как в притче о богатом и Лазаре… Здесь, на земле, мы предначертаем этот путь.

День Торжества Православия восходит к периоду правления императрицы Феодоры. Целый век длилась борьба за почитание икон, господствовала так называемая иконоборческая ересь. Называющие себя христианами обвиняли нас, что мы поклоняемся идолам и ссылались на слова ветхозаветные: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (Исх. 20:4). Так было сказано, ибо ещё не явился Бог во плоти, Господь наш Иисус Христос, Который ходил среди людей, Которого знали и видели, с Которым общались. И Его нерукотворный образ стал свидетельством того, что почитание икон не идолопоклонство… Ни в коем случае мы не кланяемся ни доске, ни краскам. Подходя и лобызая икону святую, мы обращаем свой взор к Первообразам — Богу Спасителю, Богоматери, святым. Мы знаем, в том числе, на примере образа Казанского, какую великую, спасительную, исцеляющую благодать имеют святые иконы!

В 843 — некоторые говорят, что в 842 году — императрица Феодора при патриархе Мефодии поставила точку иконоборческой ереси. Впоследствии был составлен совершаемый ныне чин Торжества Православия. Торжество же это начинается тогда, когда наши с вами души начинают чувствовать живого Бога. И вот это торжество отдельной личности соединяется в Церкви в великий океан православного мира. Это свидетельствует о том, что вера православная, оставленная нам Самим Господом Иисусом Христом, есть вера наших отцов, проверенная испытаниями, подтвержденная чудесами. Дай Бог, чтобы Русь святая и впредь хранила веру православную, в которой ей утверждение. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления