Только Иисус Христос при Своем втором пришествии разделит нас на праведников и грешников, и горе тем, кто в земной жизни не принес Богу покаяния в злых делах своих и в неделании дел добрых и милосердия. Поэтому нельзя откладывать покаяние «на завтра», ибо завтрашнего дня может и не быть.
Покаяние должно начинаться с отвлечения себя от посторонней житейской суеты, нужно сосредоточить все свои мысли на делах и помышлениях прошедших лет жизни. Затем нужно тщательно просмотреть те прегрешения, на которые с особым усердием указывает совесть. Отбросить свою гордость — мать всех пороков. Постепенно переходить к другим грехам, стремясь как можно глубже заглянуть в свою душу, извлечь из самых затаенных уголков ее то, что было сознательно или неосознанно предано забвению.
Некоторые виды грехов особенно часто забываются или на них не обращают внимания. Например, каются в том, что сделали, а то, что не делали добра, не считают грехом. Вспоминают умерших, но не молятся о прощении их грехов. Святитель Григорий Богослов писал, что некоторые грехи могут быть прощены в этом веке, а некоторые в будущем. Посему принес Иуда Макковей умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2 Макк 12, 4б).
Святитель Иоанн Златоуст учил: «Будем оказывать умершим помощь, и совершать поминовение. Если сыновья Иова были очищены жертвой отца (Иов 1, 5), то как нам сомневаться в том, что наши молитвы за мертвых приносят им утешение?».
Идя таким путем, неизбежно придем к желанию избавиться от грехов, и в то же время чувствуя свою слабость избавиться от них собственными силами.
Поэтому покаяние должно быть делом собственного осуждения и смирения и одновременно молитвой веры и упования. Нужно прощать тем, кто нас обидел. При обидах, по слову Марка Подвижника, от людей радоваться, а не скорбеть; радоваться не просто, но потому, что имеем случай простить согрешившему и получить прощение собственным нашим грехам.
В результате размышлений должно возникнуть желание идти на исповедь в храм — дом молитвы и надежды. Во время исповеди нужно видеть в священнике не контролера ОТК, но своего брата, сочувствующего твоему желанию раскаяться во грехах и желающего помочь тебе в этом. Нельзя скрывать самые постыдные (если они есть) и грязные свои деяния. Покаяние в них принесет облегчение душе, а сокрытие удваивает грех, накапливает грехи.
«Время Божия долготерпения имеет свой срок и конец, и нераскаянность, особенно лицемерие, скорее всего, низводит на главу нераскаянного грешника мщение небесное», — говорит святитель Иннокентий Херсонский.
Православная Церковь болеет за всех своих чад и особенно сострадает о грешниках по завету ее Основателя Иисуса Христа, пришедшего в мир спасти грешников. Церковь свята, она живет жизнью благодати, поэтому ее чада, не отрывающиеся от нее, освящаются, отходя же от нее, впадают в грех и оскверняют души. Это вызывает страдание Церкви, но она имеет власть исцелять верных детей своих Телом и Кровью Христовой, даром Духа Святого. В Таинстве Покаяния человек крещеный, но запятнавший душу свою грехами, может примириться с Богом и Церковью. Таким людям таинство Покаяния так же необходимо для спасения, как необходимо Крещение тем, кто еще находится в первородном грехе, и не обновился душой.
Бог не хочет смерти грешника: «разве Я хочу смерти беззаконника? Говорит Господь Бог, но то, чтобы он обратился от путей своих и был жив» (Иезекииль 18, 23). Тем то и проявляется великолепие славы Твоей, Господи, когда Ты не воздаешь грешникам по делам их (св. Варсонофий). Бог по-отечески обращается к детям Своим: «Сын Мой! Если ты согрешил, не прилагай больше грехов и о прежних молись, Беги от греха как от лица змея. Зубы его — зубы львиные, которые умерщвляют души людей» (Прем. Иисуса Сираха 10, 7).
«Покаяние всемогуще, как установление Всемогущего Бога. Нет греха, который устоял бы против лица покаяния. Оно – дар, данный падшему естеству человеческому… Оно – связь земли с небом, лестница к небу. Им очищается, изглаживается всякий грех», — пишет святитель Игнатий Брянчанинов.
Будем же, братья и сестры, просить Господа дать нам благодать покаяния, нелицемерного осознания наших грехов.
Будем помнить, что покаянием мы осуществляем призыв Иисуса Христа к обращению (Мк. 1, 15), возвращению к Отцу, от Которого человек отдалился через грех.