В рамках проекта «Накануне революции» мы приступаем к эксклюзивной публикации материала под названием «О терпении и смирении». В 1912 году он был размещён в мартовских номерах журнала «Троицкое слово» за подписью некоего «священника Н. Ку-ова». К сожалению, теперь и не узнать, кто же автор этой публикации, но ясно одно: Святой Дух помог неизвестному батюшке написать замечательное произведение.
Это рассказ для тех, кто твёрдо решил жить по-христиански, но вдруг понял, что все вокруг «ни за что, ни про что» ополчились против него. Для тех, кто пришёл ко Христу, но никак не может стяжать радость, обещанную апостолом Павлом. Для тех, кто скорбит и унывает, но не разжимает руку, и не выпускает из неё Крест.
Приступим!
«Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою ко искушению: управь сердце твоё и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, - в горниле уничижения» (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова).
Путь христианской жизни, особенно в самом начале, очень затруднителен и прискорбен. Почти на каждом шагу встречаются препятствия, трудности и жестокости, избежать которых нет никакой возможности. Вступивший и идущий по этому пути человек имеет нужду в двух основных и самых главных христианских добродетелях – в терпении и смирении. Без них нельзя сделать и шага по пути к нравственному совершенству и спасению.
«Терпение обычно укрепляет душу в борьбе с искушениями, и удерживает человека от гнева, злобы, раздражительности и порочных желаний, возникающих в сердце, и всегда готовых поработить душу. А смирение благодарит за всё Бога, и превращает для себя как бы в еду и питьё всё, встречающееся на тесном пути заповедей Господних: и жестокое, и очень трудное, и радостное, и скорбное.
Только при помощи этих добродетелей возможно для человека пройти путь христианской жизни без порока, не упасть под ударами искушений, не прийти в расслабленность и уныние из-за неизбежных скорбей и трудностей, встречающихся на пути. Поэтому остановимся вниманием, возлюбленные отцы, братья и сёстры, на упомянутых выше добродетелях, и побеседуем про их необходимость для каждого христианина, идущего путём спасения.
Господь Бог, создав человека для блаженства, украсил его вначале всеми богоподобными совершенствами: мудростью, знанием, святостью, бесстрастием, чистотой. И человек, будучи в то время святым, бесстрастным и безгрешным, во всём подобным создавшему его Богу, действительно вкушал великое блаженство, входя с Ним – Источником жизни – в самое искреннее общение и получая от Него обожение.
Но после того как, послушав лукавого совета дьявола, человек нарушил заповедь Божью, он подвергся греховному расстройству всех частей и сил своего существа, подпал под власть искусителя-дьявола, утратил святость и непорочность, и вместе со всем этим лишился блаженного общения с Богом. Греховное расстройство природы, происшедшее в праотце вследствие преступления Божьей заповеди, перешло впоследствии путём естественного рождения и во всё его потомство, сообщалось всему человеческому роду. Поэтому каждый человек, рождаясь на Божий свет, уже имеет в себе все корни и задатки греха, унаследованные от природы.
И хотя мы, христиане, в Таинствах Крещения и Миропомазания получаем очищение от первородного греха, а вместе с тем получаем и великий дар Божией благодати, но в последующей жизни, благодаря многим искушениям и соблазнам, снова впадаем в постыдное рабство греху и дьяволу, теряем дар Божьей благодати.
Действуя по влечению страстей, гнездящихся в сердце, мы навлекаем на себя гнев Божий. Но цель нашего бытия – блаженная жизнь в Боге (или в общении с Богом), и эта цель возможна для каждого из нас только при чистоте и непорочности души. Поэтому наш Спаситель, Господь Иисус Христос, желая всех верующих христиан возвести в непорочное перед Богом состояние, и сделать их через это причастниками блаженной жизни – поставил на пути к Царству Небесному Свои святые заповеди. Исполняя их, каждый христианин освобождается от рабства греху и дьяволу, достигает возможной меры нравственной чистоты и совершенства».
Продолжение статьи «О терпении и смирении» читайте уже завтра!