Публикации

Образ благочестивой женщины в книге Притчей

  Количество просмотров

Кто найдет добродетельную жену?
цена ее выше жемчугов (Притч. 31, 10).

Царь Соломон, автор книги Притчей, оставил нам множество Писаний. Однако последняя глава книги Притчей написана как бы не им самим, но здесь он изложил советы своей матери, относительно того, какой должна быть благочестивая женщина. У Соломона было множество жен, они были богаты и знатны. Но от них великий израильский царь ожидал совсем не пышных одежд, внешней красоты, сановитости и знатных родственников. Кокой же образ женщины изобразила мать Соломона для своего сына? Давайте вместе узнаем, какой должна быть благочестивая христианка.

В библейском богословии отрывок Притчи 31, 10-32 принято называть «Золотой грамотой женщин». В еврейском тексте каждый стих расположен по алфавитному порядку — попробуем и мы составить своего рода нравственный алфавит православной женщины.

А. Она — основа взаимного доверия в семье: Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Доверие к ней основано на ее добродетели. Если всем известно, что она правдива во всем и не умеет лгать, то каждое слово ее правда, и нет оснований не доверять ей.

Б. Она — не злопамятна и умеет прощать: она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Многие семейные пары распадаются из-за неспособности прощать другу другу даже мелкие обиды. Но благочестивая христианка никогда не поднимет скандал из-за ерунды.

В. Она — хорошая хозяйка и любит трудиться: Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

Здесь мы видим образ женщины, занимающейся различными домашними делами. Но упомянуты здесь не только домашние дела: «Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник». Здесь благочестивая женщина изображена как самостоятельно участвующая в сделках с недвижимостью, порой даже ночью занимается домашними делами, все дела свои продумывает заранее. Она сильна и самостоятельна, но все это ради семьи.

Г. Она — милосердна и не скупа: Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. При всей своей хозяйственности благочестивая христианка не скупа, она щедро творит милостыню и помогает нуждающимся всем, чем может, помня заповедь Христову «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Д. Она заботится о детях и о благе всей семьи: Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. В первую очередь благочестивая женщина заботится не о своей внешней красоте, но об одежде и других нуждах своих детей и мужа. Но и внешняя красота также не чужда ей. Виссон и пурпур — символы добродетелей благочестивой женщины, которые украшают ее лучше любых драгоценных тканей.

Ж. Она — основа репутации ее мужа: Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее.

Что за купцы Финикийские, скажете вы? Здесь образ благочестивой женщины возвышается до образа Церкви Христовой (как говорит свт. Кесарий Арелатский), ведь в христианском браке по учению апостола Павла муж — образ Христа, а жена образ — Церкви. Купцы Финикийские — прообраз обращающихся ко Христу языческих народов, а покрывала и ковры, которые продает им жена-церковь, — это христианское учение.

З. Она — не болтлива, но говорит мудро: Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Благочестивая христианка должна внимательно следить за тем, что она говорит. Сквернословие, клеветничество и сплетни не свойственны ей.

И. Она — не любит безделье: Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Она не требует похвалы от мужа, но муж и дети сами хвалят ее.

К. Красота ее — в благочестии: Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! (Притч. 31, 10-32).

Святитель Иоанн Златоуст о женщине по книге Притчей:

Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная (Притч. 11, 22).

Почему привел в пример это животное, а не взял другого? Потому что, как свинья, этою частью по преимуществу поднимая грязь, портит это золотое украшение, так и эта женщина бесчестит красоту. А почему она явилась красивою? Зачем и не говорит, почему сделалось злоумною? Бог попускает и безумным женщинам быть красивыми, чтобы разумная и мудрая не удивлялась этому качеству, а понимала настоящую красоту. Попустил глупым быть и богатыми, чтобы разумный видел недостаток и не смущался этим, а стремился к тому, что создает эти блага.

Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его (Притч. 12, 4).

Постоянно говорит, что доброе и противоположное (доброму) заключается в женах, поелику (муж) постоянно нуждается в лечении. Поэтому намеревающийся жениться пусть ищет не только спутницу жизни, но и добродетели. Невозможно мужу не погибнуть, когда жена развращена; потому ищи добродетели, а не богатства. Хорошая, мужественная, сделается славным венцом; худая же, подобно червю, находящемуся в самом сердце, незаметно мало-помалу приводит к гибели.

Вернуться к списку

Последние добавления