Некоторые из нас засиживаются ночами за «Несвятыми святыми» и книгами отца Даниила Сысоева, но боятся заглянуть в древнее «Добротолюбие». Кто-то, наоборот, не может выбраться из романтического и притягательного мира патериков, древних житий и поучений, начинающихся словами «Возлюбленный брат мой», а вот раскрыть книгу протопресвитера Александра Шмемана как-то опасаются.
Истина, как обычно, где-то посередине. Всем понятно, что надо любить и святых отцов, и современных признанных Церковью проповедников — ведь огромная река Предания течёт и движется тысячелетиями не сама, а под действием Святого Духа, благодатью которого пронизаны строки и современных богобоязненных авторов, и духоносных отцов «золотого века христианства».
Вот только с «Добротолюбием» не всё так просто. Начинающему осознавать свою веру христианину нужна для начала молочная пища — «Пасха Красная», «Закон Божий», «Толковое Четвероевангелие» или «Непознанный мир веры». Но вот, хочется и что-нибудь про «авв» и «отцов». С чего начать? Кого выбрать? Как не заблудиться? Как не впасть в прелесть и не начать, опустив глаза долу, приветствовать коллег на заводе словами «Мир тебе, брат»?
С такими-то вопросами сто лет назад обратились в редакцию «Троицкого Слова» читатели. Небезынтересный ответ на вопрошание мы будем с вами читать в нашем пиликающем whatsapp-уведомлениями XXI веке. Поверьте, актуально!
«...Некоторые из боголюбивых читателей «Троицкого Слова», желая ознакомиться в подлиннике с творениями св. Отцов Церкви, просят поместить в нашем журнале список таковых в порядке постепенности для совершенно не знакомых с ними. С удовольствием идём навстречу таким благим желаниям, и с любовью исполняем просьбы наших читателей.
Уже в самом желании познакомиться с творениями св. Отцов заключается нечто привлекательное, доброе, подающее хорошие надежды. Пусть это желание будет на первых порах и не особенно сильно, всё же его нельзя не приветствовать. При Божьей помощи и при собственном усердии, оно впоследствии, подобно доброму семени, может принести прекрасные и обильные плоды добродетелей.
Страницы шепчут о Вечном
Вся-то беда наша в том и заключается, что мы дорогое время жизни, свободные часы досуга тратим в основном на чтение совершенно бесполезное, а иногда и вредное, состоящее из современной светской литературы и сомнительных газет, в которых и дух дышит земной, и направление преобладает враждебное христианству. От этого получается у нас забвение Бога, упадок веры, охлаждение религиозного духа, а затем и расстройство в жизни. Что весьма печально.
Но если бы мы пожелали хоть немножко приблизиться к св. Отцам мыслями и чувствами, решились бы хотя бы частично и слегка познакомиться с их богомудрыми писаниями, подобными медовым сотам и чистым потокам, и раскрыли бы страницы их Боговдохновенных учений — мы сразу же познали и почувствовали бы всё превосходство их перед светскими писателями. Повеяло бы тогда на наше сердце, как бы из рая, чудное благоухание их облагодатствованного духа, усладилась бы душа наша сладостью слов духовных и начала воспламеняться к делам добродетели.
Далеко позади остался бы тогда суетный мир, со всеми треволнениями, потерял бы он в наших глазах свою заманчивую прелесть. И если в нас нашлась хотя бы малая искра добра, быть не может, чтобы мы не полюбили св. Отцов, не сделались их последователями, не стали учиться у них жизни и премудрости.
Такова уж природа нашей души — если увидим что-нибудь прекрасное, или родственное, не можем уже остаться холодными зрителями, но неудержимо стремимся к тому, что нас пленило. А что может быть прекраснее и пленительнее для христианской души, чем святоотеческие писания, подобные дивному неувядающему лугу, — что лучше, дороже и приятнее их благодатных слов?
Вот потому-то мы и говорим, что пусть даже желание познакомиться со св. Отцами вытекает сначала из одной любознательности, и сперва не так уж и велико — всё же, это прекрасное желание, которое может впоследствии принести великую пользу. «Чтение писаний отеческих — родитель и царь всех добродетелей», — сказал по этому поводу епископ Игнатий (Брянчанинов)...».
Что же, а список лучших авторов для пускающихся в плаванье по морю святоотеческой литературы (и пока боязливо пробующих ногой воду) мы начнём публиковать уже завтра!