Публикации

Значение для людей Голгофской жертвы

  Количество просмотров

Поучение в Неделю Крестопоклонную

«Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду… дабы... в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем…» (Ефес. II, 14—16).

Так святой Апостол Павел определяет значение для людей крестной жертвы Богочеловека, которую святая Церковь нарочито воспоминает сегодня при изнесении и благоговейном лобзании Честного и Животворящего Креста. Как в обычной повседневной нашей жизни различные недоразумения нередко отдаляют даже близких когда-то друзей, так и грех человеческий до Голгофы был преградой, «средостением», плотно отделявшим людей от Бога, препятствовавшим человеку вступать в тесное единение с источником жизни — Господом. Внешним выразительным знаком этого средостения служила, между прочим, та завеса, которая в Иерусалимском храме отделяла святилище от Святая Святых, куда, как вместо особенного пребывания Божия, никогда не мог проникать ни один смертный человек, куда только раз в год входил еврейский первосвященник с молитвой за свой народ. Но вот Сын Божий умер на Кресте за грехи людей; и в момент Крестной смерти Иисуса Христа завеса в храме раздралась на двое сверху до низу (Мф. ХХVII, 51). Это поразительное знамение должно было наглядно показать человеку силу Крестной жертвы: грех прощен людям, они теперь уже примирены с Богом, теперь уже нет никакого средостения и преграды между Богом и людьми, так как прежняя вражда, по выражению святого апостола Павла, убита на Кресте; люди отселе свободно могут получить жребий друзей Божиих, если только они сами захотят воспользоваться плодами искупительной жертвы.

Экватор Четыредесятницы: по пустыне Поста мы дошли до Креста

Экватор Четыредесятницы: по пустыне Поста мы дошли до Креста

Крест и Воскресение Богочеловека дали людям все необходимое для достижения ими истинного назначения, но чтобы усвоить это все и человек должен отдать Богу всего себя; он должен так «проводить время странствования» земного (I Петра гл. I, 17), чтобы в каждый отдельный момент своей жизни мог сказать вместе с апостолом Павлом: «я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившаго меня и предавшим Себя за меня» (Галат. 11,19—20). Очевидно, необходимое для каждого из нас стремление к такому душевному состоянию обязывает нас мыслить, чувствовать, желать и действовать так, как указывает Иисус Христос. Но всецелая преданность нашему Божественному Учителю вынуждает нас устраивать так не только нашу собственную нравственную личность, но и все то, что мы имеем: например, нашу семью, наше имущество. Семья наша должна принадлежать Христу и только во Христе и ради Него мы должны любить ее. Здесь именно и находят себе объяснение слова Спасителя: «кто любит отца или мать более нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. X, 37). Вот почему грешим мы, если ради слепой, неразумной любви к детям, вообще к семейным и родным забываем Бога. Также и имущество наше принадлежит Богу; оно есть на время данный нам от Господа талант, за который мы должны будем дать ответ — употребили ли мы его во благо, сообразно Божиим указаниям, или во зло. Вообще, чтобы усвоить себе плоды крестной жертвы, чтобы вступить в ряды друзей Божиих, нужно освободиться от себялюбия, гордости, зависти, ненависти и других многих пороков и соделаться «новой тварью во Христе» (II Коринф. V, 17), соделаться при помощи тех благодатных средств, которые Господь даровал основанной Им Церкви для сообщения верующим, и, конечно, прежде всего, при посредстве святых таинств покаяния и причащения, соединенных с непрестанной горячей молитвой.

Проповедь митрополита Феофана в Неделю Крестопоклонную в Свято-Вознесенском соборе Набережных Челнов

Проповедь митрополита Феофана в Неделю Крестопоклонную

Этот путь нравственного возрождения и есть тот крестный путь, которым Иисус Христос приглашал следовать за Собой верующих в Него. […] Конечно, только особые избранники Божии могут пойти вслед за Божественным Учителем с таким бременем. Но Господь, участвовавший на браке в Кане Галилейской и чудесно насытивший пятью хлебами пять тысяч человек, не против радостей этой земной жизни, так или иначе связанных с телесной природой человека. Он желает только, чтобы мы, живя в условиях этой жизни, пользовались земными благами при свете тех Божественных лучей, которые нисходят от орудия Голгофской жертвы — Животворящего Креста, чтобы, по Апостолу, ничто земное не овладело без остатка нашим сердцем и не отлучило нас от любви Господа и Спасителя нашего. Если даже и так мы пойдем за нашим Божественным Учителем, мы окажемся Его достойными учениками. Во всяком случае — только у Креста Христова можно находить указание разумного существования человека: «Я есть путь и истина и жизнь, говорил Христос; никто не приходить к Отцу как только чрез Меня» (Ин. XIV, 6). Только здесь заключается смысл жизни, а не в том состоянии общей телесной сытости и внешнего общего равенства, к которому хотят вести человечество некоторые желающие быть его учителями; не забудем слово нашего Спасителя, обращенное к Его ученикам и последователям: «Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос» (Мф. XXIII, 8). Ведь «общая сытость» и «общее равенство» суть праздные мечты безгранично возбуждённого воображения, — мечты, доселе еще нигде не осуществлённые. Если же бы они когда и исполнились, чего, конечно, не может быть, то это не удовлетворило бы еще нравственно не умерших людей, потому что человек, как духовно-телесное существо, не будет жив одним хлебом вещественным.

Вот, возлюбленные братия и сестры, те спасительные мысли, которые навевают на нас молитвенно воспоминаемая ныне Голгофская жертва. Силою Честного и Животворящего Креста помоги нам, Господи, осуществить эти мысли в нашей жизни, помоги нам соделаться достойными причастниками Твоей искупительной жертвы и достигнуть вечного блаженного общения с Тобой.

 

Вернуться к списку

Последние добавления