В рамках проекта «Накануне революции» мы публикуем третью часть материала под названием «О терпении и смирении». В 1912 году он был размещён в мартовских номерах журнала «Троицкое слово» за подписью некоего «священника Н. Ку-ова». Сегодня автор расскажет нам, что же такое случается с нашими близкими, стоит нам начать «ходить в церковь».
«Но кроме скорбей и искушений, возникающих в сердце от греха и дьявола, человеку, идущему путём спасения, приходится переносить множество обид и неприятностей со стороны ближних — иногда даже намеренных обид и неприятностей. Каждый неосторожный поступок, допущенный по невнимательности, каждое невольное согрешение, случившееся неизбежно по ходу и развитию духовно-нравственной жизни, будут иногда злобно высмеиваться ближними, и укоризны с упрёками будут бросаться прямо в лицо.
Удивляться приходится коварству лукавого: ведь пока человек проводит нехорошую жизнь, пока не думает о своём спасении, а наоборот — выполняет волю плоти, всем показывает свои грехи — то тогда почему-то никто не дерзнёт сказать ему в лицо что-нибудь обидное. Каждый старается как бы обойти и не заметить его неблаговидных поступков, оказывая при этом всяческое уважение…
Но вот как только увидят человека, усердного к Божьему храму, ревнующему о своём спасении и старающегося во всём явить себя добродетельным, как подобает христианину — то по злобе, или по зависти, или исключительно по вражьей наводке — начинают причинять множество обид, временами осыпать градом упрёков и наносить удары в самое больное место.
Признаться, тяжело бывает каждому христианину, а особенно еще не укрепившемуся в добродетелях, переносить от ближних такие неприятности. Трудно и мучительно переживать сердечную борьбу со своими плохими наклонностями и привычками: так и сбросил бы иногда с себя иго заповедей Господних и начал бы поступать «око за око, и зуб за зуб», но что поделать — таков уж путь жизни христианской.
«Где Святой Дух, там, как тень за солнцем, последуют гонение и борьба, — говорит святой Макарий Великий. — Почему не подвергался он таким обидам, каким подвергается сейчас, когда пребывал в мирской жизни и касался дел её? Почему сейчас, когда начал угождать Господу, терпит разные искушения? Очевидно: за Христа наносятся ему эти скорби врагом, одержимым завистью к нему, завистью из-за благ, приготовленных ему». И если он действительно любит Господа, всей душой желает себе духовного блага, то переносить всё это необходимо…
Сколько же, спрашивается, нужно глубокого смирения, чтобы, видя великую для души пользу, считать себя достойным всего этого за грехи свои, и не обижаться на близких! И счастлив человек, побеждающий смирением все вражеские искушения: впоследствии он сподобится великой милости от Господа.
Итак, на этих добродетелях — терпении и смирении — утверждается вся богоугодная жизнь христианина. При недостатке же какой-нибудь одной из них, человек неминуемо впадёт или в уныние и безнадёжность, или в гнев, злобу и раздражительность, или в гордость и самомнение.
Но где же верующий христианин может находить для себя утешение и подкрепление? Где черпать силы для терпения и смирения?».
Об этом расскажем завтра.