Литургической темой пятой недели Великого поста, является воспоминание подвига преподобной Марии Египетской. Из жития мы знаем, как глубоко было её греховное падение. С 12 до 29 лет, она предавалась безудержному разврату, погубляя и свою душу и души других.
Пока, однажды, входя в храм, некая невидимая сила не остановила её и не позволила пройти. Мария не сразу поняла почему. Вначале она решила, что причиной тому было большое скопление народа, и принялась усердно работать локтями, расталкивая других, но безуспешно. Постепенно она осознала, что причиной являются её грехи, которыми она постоянно предавала и оскорбляла Господа, пролившего за неё Свою Кровь. Обратившись с молитвою к Пресвятой Богородице, Мария раскаялась и пообещала, что больше никогда не вернется к прежним грехам. Выйдя из храма, она удалилась в пустыню и пребывала там до своей кончины, плача о своих грехах и моля о прощении.
«17 лет прожила я в этой пустыне, — говорит святая, — борясь со своими безумными страстями, как с лютыми зверями. Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине… Огонь страсти загорался во мне, понуждая к похоти… Но с того времени и до сего дня, сила Божия во всем преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело, и я только вспоминаю о прежних лишениях, находя для себя неистощимую пищу в надежде на спасение…».
Пятое воскресенье Великого поста
Чему учит нас это житие, и какие уроки мы можем из него извлечь для себя? Конечно же, на примере святой мы можем убедиться, что нет столь тяжких грехов, которые превзошли бы бездну милосердия Божия, и пока живет человек, у него есть шанс исправить свою жизнь. Поэтому, когда говорит кто, дескать, у меня столько грехов, что вовек не отмолить, такой человек лукавит. На самом деле он просто не хочет ни каяться, ни исправляться.
Бывает и такое, что человека постоянно что-то не пускает в храм, то священнослужители бесчувственные и невнимательные, то прихожане недобрые, то свечи дороги, то язык непонятен, и т.д. и т.п. Редко когда человек задумается, подобно Марии Египетской, и скажет: «а может дело во мне, в моей гордыне и своеволии» — это уже покаяние. Способный покаяться человек, никогда не останется на пороге храма.
И главное, в чем преподобная Мария Египетская являет нам пример, это мужество. Мужество — основа всех добродетелей, без него они бессильны. Вот, к примеру, Понтий Пилат, справедливый ведь был человек. Не хотел осуждать на смерть невинного, но перед угрозой доноса смалодушничал и сделал угодное толпе.
От блудодеяния к покаянию
Мы тоже каемся, подобно Марии Египетской, причем искренно каемся, я в этом уверен, но покаяние наше, чаще всего, остается бесплодным, потому что нам не хватает мужественности воплотить в жизнь принятое решение. Мария покаялась один раз, и, как бы не прельщали её прежние соблазны, не поддалась им.
Поэтому Церковь к концу поста, чтобы укрепить нас в подвижничестве, предлагает образ преподобной Марии, как победное знамя над страстями. Чтобы мы, собрав свою волю, достойно завершили время Четыредесятницы.