Иисус Христос несколько раз предупреждал Своих учеников о том, что Он будет предан первосвященникам и книжникам, что Его будут мучить, издеваться над Ним и предадут смерти. Но до учеников глубокий смысл слов Учителя доходил плохо. Они знали, что Он может сотворить великие чудеса, и поэтому власть других над Ним казалась невозможной. Однако совершилось все предсказанное Им. Страдания Иисуса Христа имеют глубокий смысл, во всей полноте труднопостижимый слабым человеческим умом. Но главное мы знаем: Он пострадал за наши грехи, ради нашего спасения. Христос — Сын Божий, Ему поклоняется всё созданное Богом, и ему в грядущем надлежит судить живых и мертвых. И все-таки он идет на крестные страдания. Дело в том, что человеческие грехи, накопившиеся от Адама, и развращенность человеческой души не могли быть направлены на исправление никаким другим путем, как только крестной жертвой и постоянным напоминанием о ней. Распятие, стоящее во всех храмах, должно заставить нас задуматься и содрогнуться, увидев тяжесть наших грехов и недостаточность покаяния.
Один из грехов, о котором говорится в читаемой сегодня выдержке из Евангелия, это грех стремления возвыситься над другими людьми, желания почета и власти. Два ученика Христовых Иоанн и Иаков попросили не только быть в Царстве Его, но даже сесть справа и слева от Него (Мф. 20, 21; Мк. 10, 32-45).
Желание быть принятым в Царстве Божьем понятно всем и оправданно, однако сыновья Заведеевы захотели не только быть в Царстве, но и занять там самые почетные места. Это желание было отвергнуто Иисусом Христом потому, что никто не может самовольно присвоить себе то, что дается только Богом. Иоанн и Иаков пользовались благосклонностью Спасителя на земле, поэтому, видимо, они понадеялись и на небе выделиться среди других. Но они проявили при этом греховную гордость и самомнение. Нам же нужно помнить, что для достижения небесной награды нужно постоянно духовно трудиться. Молитва и забота о ближних, освобождение себя от губительных страстей и всего излишнего в мирской жизни — вот что необходимо нам. Всегда помнить слова Господа, что к праведникам будет причтен тот, кто накормит голодного, напоит жаждущего, оденет нагого, посетит больного и заключенного в тюрьме. Однако и по совершении всего этого нужно не зазнаваться, а смиренно надеяться.
К сожалению, духовное зазнайство нередко наблюдается и среди нас, православных христиан. Бывает так: человек еще совсем недавно пришел к вере, выучил несколько молитв, начал посещать храм, прочитал сколько-то книжечек, и ему начинает казаться, что он чуть ли ни приблизился к святости. Он начинает свысока смотреть на окружающих, пытается судить их. Часто этим злоупотребляют женщины, прислуживающие в храме. Они могут грубо одернуть человека, впервые пришедшего в храм за нарушение определенных правил, вместо того, чтобы похвалить его за желание посетить храм и ласково объяснить ему, как следует поступать. Обидно, что это обычно относится к чисто внешнему признаку, например, головной убор у женщин, одежда и т.п. Или начинают высокомерно поучать, распространяя часто суеверия. Такие поступки неоднократно приводили к тому, что человек терял стремление быть в храме. Нужно же всегда помнить, что Бог — это добро, что Христос пришел на землю не судить, а спасать. Поэтому мы, православные христиане, должны поддерживать каждого приближающегося к Церкви, ободрять его и с любовью объяснять ему начальные основы веры.
Говоря о возвышении одного человека над другим, мы неизбежно приходим к вопросу о гражданской власти, к рассуждению о жизни человека среди других людей. Человеческая личность нуждается в социальной жизни — это требование природы. Человек, общаясь со своими братьями, помогая им и получая помощь от них, обмениваясь знаниями и навыками, развивает свои возможности. Совокупность лиц, органично связанных между собой принципом единства, образует общество, которое должно руководствоваться заботой о благе его членов. Это реализуется только в христианском мире, о чем говорят уроки истории. В противном случае возникает государство, основанное на насилии и захвате власти.
Патриарх Кирилл призвал облеченных властью осознать себя «кисточкой в руках Бога»
Жажда власти — это самая сильная и опасная страсть человека. Ради власти над миром властители идут на чудовищные преступления, достаточно вспомнить Нерона, Сталина, Гитлера и других диктаторов, к сожалению, угнетавших людей за всю историю человечества. В таких государствах закон служит интересам господствующей верхушки. Тогда как закон — это упорядочение разумом отношения граждан к родине, братьям и сестрам, к правителям, и все это должно быть основано на учении Христа. Однако мы свидетели того, что в наше время есть много людей пытающихся возвыситься за счет охаивания и унижения других. Писатель Варлам Шаламов, проведший многие годы в лагерях, вывел закон поведения советского человека: «каждый гражданин одновременно и господин и раб». Он может раболепствовать перед начальником, чтобы любой ценой заслужить его милость и одновременно унижать людей, стоящих ниже его. Любоначалие — грех, от которого мы просим Господа избавить нас.
Церковь напоминает властителям, что власть — это служение: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой» (Мф. 20, 26). Она твердо заявляет, что никто не имеет права приказывать или устанавливать то, что несовместимо с человеческим достоинством и естественным законом, что противоречит учению Церкви.