«Где же верующий христианин может находить для себя утешение и подкрепление? Где черпать силы для терпения и смирения?», — спрашивает автор статьи «О терпении и смирении». И отвечает:
Прежде всего, конечно, в Господе! «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Псалтирь, 45:2), — взывает святой Псалмопевец. Поэтому в каждом затруднительном случае жизни, во всяком приключившемся с ним искушении, он может прибегать ко Господу и, открывая Ему в умилённой молитве все печали своего сердца, находит в Нём всякое утешение. А затем он может находить для себя достаточное утешение и в сладчайших словах Христовых, данных в утешение роду нашему.
Прислушаемся, возлюбленные, к словам святых и преподобных мужей, к их богомудрым наставлениям, сказанным в утешение и назидание каждому человеку, окружённому скорбями и ищущему подкрепления.
Вот наставления преподобного аввы Дорофея:
«Каждый, кто истинно приступает «работати Господеви», должен, как говорит Премудрый, «уготовати душу свою во искушение» (книга премудрости Иисуса, сына Сирахова), чтобы никогда не удивляться и не смущаться ничем, случающимся с ним, веруя, что ничего не бывает без промысла Божия».
«Бог есть источник премудрости, знает всё, что нам полезно, и сообразно с этим устраивает всё, касающееся нас, даже и самое маловажное. Богу всё возможно, и для Него нет ничего невозможного. Зная, что Бог любит и щадит Своё создание, что Он есть источник премудрости и знает, как устроить всё касающееся до нас, и что Ему нет ничего невозможного, но всё служит воле Его.
Мы должны также знать, что всё, что Он ни делает, делает для нашей пользы, и должны принимать это, согласно сказанному выше, с благодарностью, как от Благодетеля и благого Владыки, хотя бы то было и скорбное. Ибо всё бывает по праведному суду, и Бог, Который столько милостив, не презирает ни малейшей нашей скорби».
«Но часто случается, что иной недоумевает, говоря внутренне: «Если кто в искушениях согрешит от скорби, то как может он думать, что они служат к его пользе?»
Мы потому только согрешаем в искушениях, что мы нетерпеливы и не хотим перенести малой скорби или потерпеть что-нибудь против нашей воли, тогда как Бог ничего не попускает на нас выше силы нашей, как сказал Апостол: «верен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете» (Первое послание к Коринфянам, 10:13). Но мы не имеем терпения, не хотим перенести немногого, не стараемся принять что-либо со смирением, и потому отягощаемся, и чем более стараемся избежать напастей, тем более мучаемся от них, изнемогаем и не можем от них освободиться.
Те, которые по какой-нибудь надобности плавают в море, если они знают искусство плавания, то когда находит на них волна, они склоняются под неё, пока она пройдет, и таким образом безвредно продолжают свое плавание; если же захотят сопротивляться волне, то она их отбрасывает и уносит на далёкое расстояние. И когда они опять продолжают плыть, находит на них другая волна, и если они и ей противятся, то она также отталкивает и отбрасывает их прочь, и они только утомляются без всякой пользы. Если же, как я сказал, они склоняются под волну и опустятся под неё, то она проходит мимо, без всякого для них вреда, и они продолжают плавать, сколько хотят, и делают своё дело.
Так бывает и при искушениях: если кто перенесёт искушение с терпением и смирением, оно пройдёт без вреда для него; если же он будет малодушествовать, смущаться, обвинять каждого, то он только отягощает самого себя, навлекая на себя искушения, и не получает совершенно никакой пользы, но лишь вредит себе, тогда как искушения приносят большую пользу тому, кто переносит их без смущения».
Продолжение следует.