Проповедь священника В. Соколова в день Благовещения Пресвятой Богородицы, опубликованная в «Известиях по Казанской епархии» в 1891 году
В незначительном иудейском городе Назарете, в бедной хижине древодела старца Иосифа, почти девятнадцать веков тому назад, в нынешний день, совершилось великое таинственное событие.
Вместе с Иосифом, как обручница ему, в этой хижине проживала юная благолепнейшая видом из всех дщерей человеческих Святая Дева Мария. Юная Мария по закону церкви иудейской отдана была Иосифу, дабы он был её защитником и хранителем, ибо она не пожелала вступить в супружество.
Сим необычайным подвигом среди соплеменных иудейских дев Святая Мария хотела сохранить свою чистоту ради любви к Богу. Бог же устроил так её жизнь, дабы явить через её чистейшую и святейшую личность великую тайну воплощения Сына Своего.
Положение Святой Марии в доме Иосифа можно сравнить с положением, которое занимает за смертью матери-хозяйки старшая дочь в семье. На ней лежали все заботы по ведению хозяйства. Среди этих-то забот, по преданию церковному, и предстал пред ней небесный вестник небесной тайны с небесным приветствием: «радуйся».
Благоговейно преклоняясь пред тайною, что Сын Божий Сыном Девы соделовается, мы в настоящий раз воспомянем это предание с желанием остановиться на обстоятельствах, при которых последовало благовестие Преблагословенной с архангельским приветствием «радуйся».
Есть предание, что Пресвятая Дева пошла почерпнуть воды, и в это время услышала глас Архангела: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Озираясь во все стороны и не видя никого, Пресвятая Мария, в недоумении, возвратилась домой и, поставив водонос, села прясть багряницу; тогда предстал Ей Архангел Гавриил (Митр. Макария Вел. Чет.—Мин. изд. 1868 г. сентябрь, столб. 357).
Итак, Преблагословенная среди обычных домашних занятий по хозяйству получает благовестие о величайшей в мире тайне, и в тоже время чудесно соделовается Матерью Искупителя рода человеческого, Виновника нашего спасения; ибо святая Церковь, прославляя ныне воспоминаемое событие, воспевает: «днесь спасения нашего главизна», — днесь, т. е. в этот день, в этот именно момент положено начало нашему спасению.
Обстоятельства, сохранённые сим преданием, не мало представляют для нас поучительного, и конечно прежде всего для лиц, которые по своему полу близко стоят к Богоматери.
По этому преданию, чудное благовестие застает Преблагословенную в семье, среди домашних занятий. Уже пример Богоматери показывает, что истинное назначение женщины быть помощницей мужу в семье, хозяйкой в доме; обязанности её главным образом должны сосредоточиваться около семейного очага.
То ли мы видим в действительности? Некоторые высокоумные современные дщери Евы по каким-то высшим соображениям не дорожат этим священным очагом, ревностно избегая уз семейных.
Другие, и вступивши в семью, далеко не отвечают своему назначению и не выполняют своих обязанностей. Рвутся из семейного круга, ища себе какого-то положения в общественной жизни, а свои семейные обязанности определяют по личному усмотрению, не редко похожему на то, что называют произволом, или так называемым женским капризом.
Между тем женщине христианке всегда можно иметь правильное понятие о своем назначении, легко знать свои обязанности.
Вот что говорится на первых страницах священной книги Библии о назначении женщины. После того как Бог ввел Адама в рай, Адам, как властелин и царь, обозрел вверенное ему Богом владение и нарек имена всему живущему.
«Адаму не обретеся помощник подобный ему. Наложи Бог изступление на Адама, и успе, и взя едино от ребр его и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму. И рече Адам: се, ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея, сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия» (Быт. 2, 21-23).
В другой священной книге подробно и определенно изображаются обязанности женщины в семье. Вот что мы читаем в книге Притчей Соломоновых:
«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее» (Притч, гл. 31, от. 10-28).
И так, по учению слова Божия, женщина должна быть добродетельной женой, нежной матерью и заботливой хозяйкой. Жены и дщери, взирая на образ Богоматери, поучайтесь у ней и семейным её добродетелям.
Матерь Божия, помоги нам в устройстве семейной жизни. Если мы и не погибаем, то и не безопасны в этом отношении, особенно за последнее время! Аминь.