Люди приходят в храм перед службой, ставят свечи, прикладываются к иконам и становятся на молитву. Глаза их обращены к алтарю — центральному месту в храме. Перед ними — иконостас: красивый, наполненный глубоким смыслом, открывающий важнейшие моменты Божественной литургии.
Очень важно в отдельные дни церковного календаря обращать внимание на сюжеты священной истории, чтобы вспомнить о том, чему посвящен праздник. Во время Великого поста таких важных дней два: Благовещение и Вход Господа в Иерусалим.
Во время службы мы можем стать настоящими свидетелями евангельских событий, и помощью нам в том — праздничные образы иконостаса.
В каждом храме на Царских вратах мы можем увидеть изображение Девы Марии и архангела Гавриила. В этом сокрыт глубокий смысл: алтарь символизирует собой рай, и когда Царские врата закрыты, мы видим на них запечатленный момент, когда архангел Гавриил возвещает Марии, что от Нее родится Спаситель мира: этот образ предваряет для нас открытие рая, которое происходит во время богослужения.
Через Царские врата входит только священник, олицетворяющий собой Христа Спасителя во всей божественной славе (поэтому священник одет в красивые парчовые облачения). И мы, принимая Благую весть о пришествии в мир Сына Божия и веруя в Него, уже здесь, на земле, можем лицезреть рай.
Благовещение дает нам возможность гореть светом веры и зажигать других. Быть христианином — это не только тогда, когда ты сам знаешь о Боге, но и когда благовествуешь о Нем другим.
Если же мы поднимем взор и посмотрим над Царскими вратами, в праздничном ряду мы увидим икону Входа Господа в Иерусалим — праздника, который отмечается в 2017 году 9 апреля. В этот день чуть менее двух тысяч лет назад Иисус Христос въехал в Великий Город, как и было предсказано ветхозаветными пророками. И люди, которые были наслышаны о Его чудесах, кричали хвалу, кидая под копыта осла, на котором ехал смиренный Спаситель, пальмовые ветви (по-гречески «вайи»), как Царю! Казалось бы, вот он, пик славы; вот оно, народное признание! Но... мы знаем, что через несколько дней всё изменится: арест, допрос, предательства, пытки, казнь.
Представьте себе: люди изменили свое мнение не просто быстро, а стремительно! Не понадобилось и недели, чтобы приветствовавшие Господа теперь требовали Его казни. А ведь Он не сотворил им никакого зла... Просто мнение людское слишком переменчиво, чтобы быть «словом каменным».
В тех, кто встречался Христу каждый день, мы можем видеть только себя и стыдиться своего поведения. Мы, как и они, сомневаемся, завидуем, боимся, лжем и меняем свои убеждения.
Праздник Входа Господа в Иерусалим учит нас в первую очередь быть верным в любви к Богу и близким, не идти на поводу у большинства и, простите за вольность слова, думать своей головой! Мыслящий человек — человек свободный, свободный в первую очередь от ошибок, на которые нас может подвигнуть следование за толпой и общим мнением. Каждый человек добр своей особенной добротой, светел своим внутренним светом, мудр своей личной мудростью. И никогда добрый, светлый, мудрый человек не станет требовать казни Странствующего Исцелителя, который недавно въехал в его город, в его жизнь, в его сердце.
Обращая во время молитвы свой взор к иконостасу, мы как бы сами становимся участниками событий, которые изображены на иконах. Во время поста такое внимание очень важно, поскольку может настроить нас на правильный лад, умирить наши страсти и помочь нам достойно встретить Светлое Христово Воскресение.